15.06.2020
19.08.2021
Консультация для родителей "Как приобщить детей дошкольного возраста к семейному чтению"
Подготовительная группа
Формированием положительного отношения к книгам нужно заниматься до школы, то есть до того момента, когда чтение станет необходимостью. Если ребенок с малых лет не подружился с книжкой, то навряд ли обязательное чтение принесет ему удовольствие в школе. Еще 20-30 лет назад, когда дошкольника и младшего школьника спрашивали "Какая твоя любимая книга?" или "Какую последнюю книгу ты читал?" (или читал тебе взрослый) дети, не задумываясь, давали определенный ответ. Сегодня этот, казалось бы, простой вопрос ставит детей в тупик.
Интерес к книге у современных детей очень невелик. В век интернета дети перестают читать и в скором времени могут перестать читать и интересоваться книгами совсем.
Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Можно, уверены детские психологи. Но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а сами подают пример.
Каждому возрасту — свои книги. Читать детям можно и нужно с младенчества. Маленькие дети любят книги, для них это — развлечение, интересные истории, красивые картинки и просто успокаивающий звук маминого голоса. Книги для самых маленьких обязательно должны содержать красочные иллюстрации и короткие понятные истории. Сейчас книги для самых юных читателей — нередко выполняют еще и функцию игрушек. В них могут быть завязки, аппликации и отверстия, в которые можно просунуть пальчики, их можно попробовать на зуб, в них можно рисовать. В этом нет ничего плохого, уверены детские психологи: такие книги-игрушки приучают ребенка к тому, что любая книга — интересный мир, наполненный приключениями.
Введите ритуал укладывания спать. Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень любят укладываться спать, и возможность отдалить сон за счет прочтения книги им придется по душе. Ребенок и успокоится, и настроится на сон, и получит удовольствие от общения с книгой и родителем. Помните, не надо заставлять детей читать книги, которые им не по душе. Поэтому с подросшим ребенком книги лучше выбирать вместе. Пусть поход в книжный магазин для него станет приятным, долгожданным праздником.
Сюжеты и герои книг должны быть интересны ребенку. В раннем возрасте любимыми героями обычно бывают животные или ожившие игрушки. Позже становятся интересны книги о сверстниках. Хорошо, если герой книги побывает в знакомых ребенку ситуациях: в детском саду, у врача, в зоопарке, в песочнице.
Собственный пример. Наверное, один из самых важных факторов. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Бесполезно на словах внушать ребенку, что чтение очень полезно и важно, необходимо это показать собственным примером. О том, что по-настоящему интересно, а не "полезно" или "нужно", ребенок узнаёт на примере взрослых. Люди, которые по-настоящему любят читать, вспоминают, что часто видели своих родителей с книгой. Вы читаете книги - и ребенок будет читать книги.
Обсуждайте прочитанные книги с ребенком. Пусть он видит ваш интерес к прочитанной истории. Навыки пересказа, изложения своими словами развивают мышление, да и в школе очень пригодятся. Совместное чтение вслух по вечерам — хорошая традиция, которую стоит сохранить и после того, как ребенок научился самостоятельно читать. Уметь читать – значит, понимать, осмыслять, вникать в прочитанное. В этом случае поможет так называемое комментированное чтение: взрослый читает и по ходу объясняет непонятные слова или поступки героев. Можно юному читателю предложить поиграть: остановиться перед развязкой и попросить ребенка предугадать последующие события. Подобная игра вызовет у него интерес и позволит развить его воображение.
Читайте ребенку и большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение "с продолжением" поддерживает интерес к чтению.
У ребенка должна быть личная библиотека. Отведите место в книжном шкафу специально под детские книжки.
Водите ребенка в библиотеки, музеи, театры. Каждый такой поход будет знаменательным и ярким событием в его жизни.
Учите обращаться с книгами: их нельзя изрисовывать, мять, кидать на пол и рвать. После прочтения книги сразу убираются на место.
Книга - лучший подарок
Возродите эту традицию в своём доме и дарите ребенку книги на любые праздники.
Иллюстрации в детской книге должны быть на каждом развороте, изображения - похожими на реальные, в приятной для глаз цветовой гамме, во всех деталях соответствовать тексту, вызывать положительные, доброжелательные эмоции и чувства. Изображения злых героев не должны пугать детей.
Не забывайте, что книга пробуждает фантазию и воображение, развлекает и воспитывает, обогащает словарный запас, кругозор, развивает речь и формирует грамотность.
19.08.2021
Как снять эмоциональное напряжение у ребенка после дня в детском саду
Все болезни – от нервов
Это утверждение знают практически все люди, но большинство из нас думают, что это не более чем шутка. Однако, в действительности, ни одна болезнь не проходит без участия в ней нервной системы.
Загруженность современных детей-дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, одна деятельность сменяет другую. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс?
Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент. Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтоб определить, какая помощь именно нужна вашему ребенку. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает» упущенное, то нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать перевозбуждения. Если же ребенок и в садике ведёт себя как ураган, и дома никак не может остановиться, то надо плавно перевести его энергию в мирное русло.
Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различными:
- Наиболее распространенный источник напряжения – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т. д. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило в течение дня – если захочет, то он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. А, например, посещение общественных мест, множество гостей в доме, конфликты в семье могут дать чрезмерную нагрузку на нервную систему, и малыш не успевает восстановиться.
- Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у мамы, пусть расслабиться от прикосновений, тепла. Не пожалейте немного времени побыть с ним вдвоем.
- Постарайтесь, как можно раньше забирать ребенка из детского сада, но не слишком спешить домой – старайтесь, чтоб ваш малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Небольшая прогулка позволит ребенку перейти в вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.
- Понаблюдайте за ребенком – к чему он инстинктивно стремиться, возвращаясь домой. Это может быть музыка, домашние животные, аквариум, игрушки, брат или сестра, книги всё это, является для него источником стихийной психотерапии.
- Одна из лучших антистрессовых приемов – игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься и расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил: во-первых, выбор – играть или не играть должен оставаться всегда за ребенком. Во-вторых, вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться бегом и криками.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов; просто дать 2-3 баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.
Попробуйте исключить телевизор и компьютер из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для «Спокойной ночи малыши», эта передача идет в одно и тоже время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.
Психологи советуют следующие упражнения на релаксацию:
«Игра с песочком»
Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.
«Дудочка»
Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».
«Солнечный зайчик»
Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.
«Сосулька»
При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».
Каким бы замечательным ни был детский сад, какие профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», день в детском саду не покажется ему вечностью и стресс отступит.
19.08.2021
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»
Чтобы дорога в детский сад была интересной и веселой, можно поиграть во множество игр: как подвижных, так и для развития речи.
Делюсь с вами некоторыми из них:
• «Что из чего состоит?» Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
• «Кто кем был раньше?» Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко раньше было цветочком.
• «Что общего?» Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красного цвета. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
• «Что произойдет, если …» Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить ребенка.
• «Один – много» Стул - стулья, врач - врачи, человек – люди.
• «Назови ласково» Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинки.
• «Я знаю пять имен» Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели.
• «Обобщаем» Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
• «Ассоциации» Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик - морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
• «Что лишнее?» Вы говорите ребенку: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
• «Я вижу что-то» Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
• «Загадываем слово» Малыш загадывает любое слово. Взрослый с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняем местами.
19.08.2021
Консультация для родителей дошкольников на тему «Сказки, как важная часть жизни детей»
Сказки в процессе воспитания дошкольников весьма трудно переоценить. Есть утверждение, что детей неспособных понимать на слух простейших фраз, становится все больше. А все из-за того, что родители перестали читать им сказки и не разговаривают с ними.
Именно сказка – самый главный инструмент ненавязчивого обучения. До семи лет у детей преобладает наглядно – образная форма мышления, и сказка как раз создает в сознании ребенка яркие образы героев и сюжетов, которые хорошо усваиваются и надолго запоминаются.
Сказки и правда считаются мощнейшим инструментом обучения детей, ведь именно они дают наставления. Слушая сказку, дети ставят себя на место героя. Именно это позволяет им усваивать важную жизненную информацию, связанную с такими понятиями как: моральные ценности, отношения между людьми, добро и зло, правила поведения в обществе. Детям намного проще понять сказку, чем обычную речь взрослого человека.
Сказки воспитывают в детях положительные качества и создают невероятные эмоции. Постепенно, без давления со стороны взрослых, дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними вместе различные трудности и испытания, а так же счастливые моменты.
Сказки помогают увидеть и даже помочь ребенку преодолеть психологические проблемы. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша. В этом случае с помощью той же сказки вполне можно помочь ребенку.
Очень важно не просто читать сказки детям, но и обсуждать с ними прочитанное: разъяснять непонятные моменты, помогать понять основной смысл произведения. Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты окружающего мира.
19.08.2021
Консультация для родителей подготовительной группы "Дополнительные занятия: польза или вред?"
Уважаемые родители, ваши дети перешли в подготовительную группу, теперь они самые старшие в детском саду. Очень часто дети подготовительной группы посещают курсы подготовки к школе в том учебном учреждении, в которое через год придут первоклассниками.
Таким образом, к тем нагрузкам, которые ребенок получает на занятиях в детском саду, на занятиях спортом, танцами или художественно-эстетическим творчеством, которые часто посещают дети дополнительно, добавляются нагрузки от занятий в школе и выполнения пусть минимальных, но все-таки домашних заданий.
И тогда возникают ситуации, что день ребенка расписан буквально по минутам, ведь в детском саду тоже присутствует свой режим занятий. В таких условиях у ребенка могут возникнуть интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки. Ощущение однообразия будней не позволяет ребенку радоваться жизни и гармонично развиваться.
Чтобы избежать появления перегрузок у ребенка мы рекомендуем Вам:
1. Помнить, что уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребёнка, а главное – его образовательным способностям и потребностям.
2. Обращайте внимание на изменения в поведении ребенка и в его самочувствии. Не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них. При выявлении признаков стресса у ребенка какие-то нагрузки возможно лучше исключить.
3. При составлении плана занятий ребенка на неделю изучите план занятий детей в детском саду и постарайтесь избежать посещения ребенком за один день двух одинаковых занятий – в детском саду и в учреждениях дополнительного образования.
4. Не ставьте ребенку сразу 2 дополнительных занятия за один день. И обязательно оставьте хотя бы один день в неделю свободным от любых занятий. Ребенок тоже имеет право на выходной!
5. Обращайте внимание на те трудности, которые возникают у детей при выполнении заданий на курсах подготовки к школе. Обязательно прорабатывайте вместе с ребёнком сложные для него моменты, чтобы создать для него ситуацию успеха. «Только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями». (К.Д. Ушинский).
6. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
7. Не отправляйте ребенка в школу с невыполненным домашним заданием! Такая ситуация повышает тревожность ребенка, снижает его самооценку. Не просите ребенка сделать домашнее задание в детском саду в его свободное время, если он не успел сделать его дома. Ребенку в данной ситуации будет трудно сосредоточиться. К тому же обязательно возникнет чувство обиды, что его друзья играют, а у него такой возможности нет. Высокая вероятность ошибок в данной ситуации способствует возникновению у ребенка чувства неудовольствия от учебы.
8. Чтобы избежать возникновения ситуаций, когда ребенок не успевает сделать домашнее задание, составьте домашний режим дня на неделю. Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. В этом плане должны быть учтены все занятия ребенка, выделено время, когда Вы с ребенком делаете домашнее задание, время для игры и свободной деятельности.
9. В режим выходного дня обязательно должна быть внесена прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, который хорошо восстанавливает ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность.
10. Оставляйте ребенку достаточно времени на сон. Для того чтобы ребенок лучше засыпал, введите вечерний ритуал подготовки ко сну, но не стоит включать в него просмотр длинных мультфильмов или нескольких коротких. Гораздо лучше завести традицию семейного чтения на ночь, к тому же это способствует возникновению у ребенка интереса к чтению. И обязательно забирайте на ночь из спальни ребенка телефоны, планшеты и прочие гаджеты.
11. Помните, что игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре происходит развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление; развиваются так же творческие способности ребенка. В игре ребенок приобретает навыки общения в различных игровых ситуациях и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Оставляйте ребенку свободное время на игру каждый день! Играйте вместе с ним!
12. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка;
- проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
13. Чтобы избежать у ребенка ощущения, что один день похож на другой, неделя летит за неделей, и они все тоже похожи друг на друга, старайтесь каждый день делать что-то не так как всегда. Разговаривайте с ребенком перед сном, обсуждая прошедший день. Попробуйте задавать ему 5 волшебных вопросов на ночь:
1. Что тебя сегодня больше всего порадовало?
2. Что тебя сегодня больше всего огорчило? Попросите ребенка объяснить почему.
3. Какое открытие ты сегодня сделал? (Или – что нового ты сегодня узнал? Или чему новому ты сегодня
научился?)
4. Какое чудо ты сегодня обнаружил?
5. Каким ты хочешь создать твой завтрашний день?
14. Чтобы недели не сливались друг с другом в серые будни, попробуйте завести семейную традицию «Одно новое дело в выходные». Это может быть прогулка в месте, где Вы редко бываете, опробование нового рецепта или проведение забавных опытов без взрывов. Найдите в сети Интернет список «100 дел, которые обязательно нужно сделать с детьми», возможно, что-то Вы сможете взять себе на вооружение.
15. Хорошо снимают нервное напряжение танцы, работа с глиной, пластилином или песком.
Танцуйте, лепите, рисуйте, пускайте мыльные пузыри в ванной, постройте дом из стульев и одеял и пейте в нем чай, делайте друг другу массаж, пойте вместе песни, а главное любите своих детей и будьте к ним внимательны!
29.04.2022
Рациональное питание
.Безобидные сладости.
Сладкое с незапамятных времен неизменно служило
синонимом приятного и во многом недоступного. Уже с самого рождения детей мы
начинаем приучать их к неумеренной сладкой жизни: даем грудничкам сильно
подслащенные молочные смеси, особенно в тех случаях, когда они остаются без
материнского молока. А потом удивляемся, почему малыши овощные и фруктовые
соки. Между тем вкусовые ощущения и привычки у человека зарождаются именно в
раннем возрасте. От того, насколько он привыкнет к той или иной пище, будет в
дальнейшем зависеть характер его питания. Не надо быть большим провидцем, чтобы
сказать, что сегодняшние дети, став взрослыми, в большинстве своем будут любить
сладкое.
А не хотелось бы! Надо чтобы они любили все в
меру, ибо известно, что неумеренность в образе жизни, а в питании особенно
никогда к хорошему не приводит. В полной мере это относится и к
употреблению сахара. А пока подавляющее большинство детей получают конфеты,
шоколад, варенье почти каждый день. Даже гуляя по улице, находясь в
общественном транспорте, театре, кино, ребенок сосет леденцы, грызет печенье,
ест мороженое. Детей с яблоком или морковью в руках практически не встретишь.
Таким образом, вместо положенных 60 грамм в день многие из ребят-дошкольников в
общей сложности получают сахара в два раза больше.
Немаловажно также и то, что у ребенка уже можно
активно воспитывать сознательное отношение к употреблению сладостей. Однако и
при таких условиях необходимо, чтобы употребление сладостей ни в коем случае не
превращалось в систему, как это бывает сейчас во многих семьях. Но, пожалуй,
еще более жесткого контроля требуют дети с различными проявлениями
аллергического диатеза, ибо они отличаются в большинстве своем особо повышенной
чувствительностью ко всяким сладким вещам. Иной раз стоит такому ребенку съесть
всего одну дольку шоколада, как тотчас же все его тело покрывается зудящей
сыпью типа крапивницы. Но об этом отдельный разговор.
Современный ритм жизни человека с большими
нервными нагрузками и с постоянно уменьшающейся физической активностью требуют
качественного иного питания. Теперь для многих людей отпала необходимость в
большом количестве энергетического материала. Как считают ученые, наша пища
должна быть не только разнообразной, но строго сбалансированной в отношении
белков, жиров и углеводов. И она обязательно должно включать большое количество
витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Те же требования в полной мере
относятся и к питанию дошкольников.
Между тем сладости практически лишены этого. Их
основа—сахар, который является носителем «пустых» калорий и никакой иной
ценности, кроме энергетической, не имеет. Не содержит сахар ни витаминов, ни
микроэлементов, ни солей. Они в процессе переработки сахарной свеклы
уничтожаются. Чем чище, белее сахар, тем он менее полезен. Потребление большого
количества сахара и кондитерских изделий в известной степени оправдано лишь при
напряженной физической работе, а также при усиленных занятиях спортом. Однако,
как известно, это в основном удел взрослых. Для детей же избыток сахара — это
всегда лишние калории, которые повышают риск развития нарушения жирового и
углеводного обмена.
Систематическое потребление детьми сладостей в
больших количествах нередко служит одной из причин развития такого весьма
грозного заболевания, как сахарный диабет. По данным Всемирной организации
здравоохранения, число больных сахарным диабетом среди детей и взрослых
постоянно растет.
Однако это еще далеко не все. Избыточное
потребление сахара чревато для практически здоровых детей и взрослых развитием
еще одного чрезвычайно неприятного состояния. Речь идет о так называемой
функциональной гипогликемии (снижение уровня сахара в крови). Что же происходит
с практически здоровым человеком? У него поджелудочная железе выделяет вполне
достаточное количество инсулина, чтобы все время поддерживать сахар в крови в
нормальном уровне. Но при условии, что человек не злоупотребляет много
сладкого, то его поджелудочная железа вынуждена реагировать на это повышенной
секрецией инсулина. А это далеко не безразлично для организма.
Гипогликемия может повторяться часто и длительными
годами, нередко повторяя путь диабету. Диабет и гипогликемия зависят от
состояния секретной функции поджелудочной железы. По существу, это два аспекта
одной и той же болезни.
Гипогликемию считают фоном, на котором развиваются
наркомания алкоголизм, пристрастие к курению табака, возникают асоциальные
явления. По некоторым данным, гипогликемия может усугублять течение или
затруднять лечение многих серьезных болезней, среди которых язва желудка,
эпилепсия, подагра и т.д.
Специалисты считают, что снижение уровня сахара в
крови ведет к кислородному голоданию, к которому особо чувствительны клетки
головного мозга. Этим и объясняется вся нервно-психическая симптоматика
гипогликемии. Одновременно снижение уровня сахара в крови может влиять на
продукцию гормона роста и адреналина.
Гипогликемия для детей представляет гораздо
большую опасность, чем для взрослых. У взрослых нервно-психические
расстройства, возникшие на почве неправильного питания, можно вылечить без
каких-либо последствий для организма. У детей запущенные случаи гипогликемии
могут вызывать задержку умственного развития и серьезные нарушения мозговых
функций. Чаще всего, это проявляется состоянием гиперактивности. Дети
становятся невротичными, в ряде случаев возникают психопатические явления. Они
подвержены беспокойству и неуемности, все время стремятся куда-то бежать,
агрессивны в слепом побуждении к разрушению. Они отрицают все, противодействуют
всему, отказываются от всего.
Лучшим средством профилактики и лечению такого
состояния у детей, как и гипогликемии у взрослых является диета. Диета должна
быть высокобелковой, малоуглеводистой (абсолютное отсутствие рафинированных
углеводов—рафинированного сахара, белой муки) и высоковитаминной. Необходим
полный отказ от сладостей. Для профилактики и лечения гипогликемии
рекомендуется потреблять возможно больше природных продуктов, особенно овощей,
фруктов, молочных продуктов, рыбы.
24.09.2021
Материалы для родительского собрания .
Возрастные особенности детей 5-го года жизни
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. Д.
Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. Д. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Однако образы у ребёнка 4—5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения.
Детские сочинения ещё нельзя считать проявлением продуктивного воображения, так как они в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения.
Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с «анализом» произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4–5 лет ребята умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребёнка, неспособность завершить её по первому требованию, совершение действий, направленных на достижение отдалённого результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретённых ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации.
У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей.
У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определённые интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлеченно говорят о нем (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.
Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой, На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п.
Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение ребенка 4–5-лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т.п.).
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина», они больше тяготеют к «красивым» действиям.
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
21.09.2022
Закаливание детей дошкольного возраста
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его.
Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.
Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.
Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
1.Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
2.Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
3.Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Существуют 3 основных способа закаливания детей:
1. Закаливание воздухом.
2. Закаливание водой.
3. Закаливание солнцем.
И конечно же не нужно забывать об утренней гимнастике и гимнастике после сна.
Утреннюю гимнастику и гимнастику после сна проводят в теплое время года при одностороннем проветривании.
в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.
Закаливание детей воздухом
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка. чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.
Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.
Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.
Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.
Закаливание детей водой
Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.
Умывание.
При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана.
Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину.
Обливание. Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.
Более сильное действие оказывает общее обливание. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.
Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.
В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.
Закаливание детей солнцем
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.
Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев .
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые
лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.
Желаем вам не болеть и посещать детский сад !