Данный раздел создан в целях приведения Адаптированных основных образовательных программ детского сада № 46 и разработки Адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ МБДОУ г.Керчи РК "Детский сад комбинированного вида № 46 "Солнышко" в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (в соответствие с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП)) .
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказами Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об Утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новым федеральным образовательным программам – ФОП ДО и ФАОП ДО.
Федеральные программы вводят базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральные программы позволят объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Педагогический коллектив МБДОУ г. Керчи РК "Детский сад комбинированного вида № 46 "Солнышко" на педагогическом совете ознакомился с Федеральной образовательной программой дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, графиком перехода к осуществлению образовательной деятельности с непосредственным полным применением ФАОП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимостью приведения в соответствие с ФАОП ДО своих основных образовательных программ не позднее до 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ) .
Для обеспечения методической поддержки педколлектива в детском саду создана рабочая группа по разработке по приведению АООП ДО в соответствие с ФАОП ДО
В связи с этим МБДОУ г.Керчи РК "Детский сад комбинированного вида № 46 "Солнышко" с 01.09.2023 года переходит на непосредственное применение ФАОП ДО.
Григорова Т.В,/и.о.заведующего,учитель дефектолог/тифлопедагог/,Никишина Я.А., /старший воспитатель/, Шило А..В./учитель-логопед/, Субботина Е.В./учитель-дефектолог/, Латей С.А.,/музыкальный руководитель/, Илюхина Л.В., Игнатьева С.Н., Кузнецова Э.Н., Рыбалко Н.Н., Семичева Л.Ю., Шелест И.Н./воспитатели/ прошли обучение по дополнительной профессиональной программе «Проектирование и реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФАОП ДО» .г.Волгоград ООО «Издательство «Учитель» отделение дополнительного образования с 02.05.2023г. по 03.07.2023г. /72 часа/.
Никишина Я.А., воспитатель, «Организационно-методическое сопровождение образовательной деятельности в ДОО в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО)» ГБОУ ДПО РК КРИППО г. Симферополь с 06.06.2023г. по 13.06.2023г. 18 час..
Никишина Я.А., воспитатель, Сертификат участника курса повышения квалификации «Внедрение Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования –ФАОП ДО ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении рамках ФГОС». «ФОРУМ ПЕДАГОГИ РОССИИ» Май 2023 г. 72 час..
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
ФГОС ДО и ФОП являются основой для самостоятельной разработки и утверждения дошкольной образовательной организацией образовательных программ дошкольного образования (далее — Программа), обязательная часть которых должна соответствовать ФОП и оформляется в виде ссылки на нее.
ФОП определяет объем обязательной части этих Программ в соответствии с ФГОС ДО — не менее 60% от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, — не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП (п.4).
ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты (п.5).
ФОП включает три раздела — целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ФОП; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов (п.7).
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации ФОП, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе (п.8).
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации ФОП; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы (п.9).
Вся программа ориентирована на «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» — так обозначено в пояснительной записке.