03.06.2019
Возле дома огород,
Ой, не плох. Ой, не плох.
И морковь в нем росла,
И горох, и горох.
29.04.2022
«Ребенок и природа»
Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).
Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности. Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.
Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.
29.04.2022
«Экология в жизни ребенка»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры.
Но происходит
это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей
проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,
задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение) ;
- формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее) ;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы) .
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде
всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к
окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е.
осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и
сберечь природу и т. д.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают
позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,
должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия
других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую
нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять
действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых
знаний.
Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в
неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая
включает:
- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых
живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих
потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом
сложной системой связей (все
друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена
нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей
гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для
их возраста практическую деятельность –
создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А
создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей
(радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или
родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует
дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и
при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов
природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических
чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания,
включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом.
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть
красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо
развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще
недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и
каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и
приумножать ее красоту.
Запомните правила!
-
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.
Букеты можно
составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные
растения.
- Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут
отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не
прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем
покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать
нелетающих птенцов и беспомощных зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В
природе о них позаботятся взрослые животные.
- Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте
травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые
укрываются в их зарослях.
Стихи об экологии
Чтобы цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали нам дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость: Точно в урну попадай!
А когда захочешь кинуть Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе –
Нам еще здесь жить как вроде!
Все-все
На свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужно все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
Экология земли
Посмотрите с чувством люди Что с планетой нашей будет
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины
Сколько гари, сколько дыма
Просто невообразимо
Печи, фабрики, заводы. Катера и теплоходы
Выдыхают серый газ. Посчитайте, сколько в час?
Экология в упадке. Слой озонный слишком шаткий .
Ну, когда же мы поймем?
Это дом, мы в нем живем.
Землю мы считаем раем .Сами же и отравляем.
Мусора завалы, груды.
Впрочем, урны есть повсюду.
На лицо, накинув тень .В урну бросить мусор лень .
«лучше использованный товар бросить здесь на тротуар .
В парках, скверах, и аллеях .Кучи мусора белеют.
И признаться, стыдно даже, Словно свалка наши пляжи.
В космос сорок лет летаем .И его мы засоряем.
Ну, когда придет сознанье
В уважении мироздания?
Двадцать первый ныне век -Будь умнее ЧЕЛОВЕК!