15.06.2020
19.08.2021
Конспект занятия
В старшей группе
«Королевство эмоций»
Подготовила : воспитатель
Игнатьева С.Н.
Февраль 2019 г.
Программное содержание:
Закрепить с детьми основные эмоции (радость, грусть, удивление, спокойствие);
Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств (мимика, жесты);
Развивать навыки эмоционального общения друг с другом;
Развивать воображение;
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве;
Воспитывать в детях желание делать добро.
Материал:
ковер – самолет, карта, пиктограммы, 2 резиновые змейки, камень, «чудо – дерево», снежинки, мольберт.
Ход занятия:
- За горами, за долами, не на небе, на Земле, среди безбрежных просторов океана есть необычное королевство - Королевство Эмоций. Расположено оно на маленьких островах. Там случилась беда: налетел тайфун, все сокрушая на своем пути, и перепутал все эмоции. Так вот мы получили сигнал SOS , нас просят помочь разобраться, какие же эмоции живут на островах и помочь им вернуться домой.
- Ребята сможем прийти им на помощь?
- Чтобы попасть в волшебную страну надо взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание. (Дети выполняют действия и произносят заклинание «Сим – салабим»)
- Посмотрите, вот они. Наши жители королевства, все сбились в кучу и дрожат. Как вы думаете, что они сейчас испытывают? Ребята, какие эмоции изображены на пиктограммах? Чем они отличаются друг от друга? Чем похожи?
- А вот и карта островов. Давайте рассмотрим её. Нам нужно какое – то средство передвижения с острова на остров. Какие волшебные средства вы знаете? Давайте отправимся в путешествие на ковре – самолете. Все сели? Взлетаем.
Между небом и землёй
Весело летим с тобой
И несет нас быстрее вперед
Наш волшебный ковер – самолет.
1.
- Ребята, мы прилетели на остров с немного грустной историей. В середине него лежит огромный камень. Он такой большой, что разделил остров на две половинки и жители одной части острова ничего не знали о жителях другой части. Справа у камня была норка и там жила змея Маша. Каждое утро Маша выползала на камень, смотрела направо, потом налево и вздыхала, потому что никого не было вокруг и ей не с кем было поговорить. Ей было грустно. Поэтому она лежала на солнце и грела спинку, а вечером благодарила солнышко и уходила в норку. А с другой стороны жила змея Даша. Каждое утро она выползала на камень, смотрела влево, вправо: никого – вздыхала. Даша ложилась на камень и грелась целый день. Вечером она благодарила солнышко и уходила в норку. Но однажды утром Маша и Даша как обычно выползли из своих норок, поднялись на камень и увидели друг друга. «Ах» - удивилась Маша, «Здравствуй» - сказала Даша. Змейки познакомились и подружились, проговорили они до самого вечера, а вечером уползли в свои норки. Но они договорились, что теперь каждый день будут встречаться на камне. (Воспитатель демонстрирует рассказ с помощью настольного театра).
- Какое настроение было сначала у змей? Как изменилось их настроение, когда они познакомились? Какую пиктограмму оставим на этом острове? (грусти). А мы полетим дальше.
2. Дети садятся на ковер – самолет, звучит веселая музыка.
- Вот мы и прибыли на следующий остров. (Под песню «Чунга – Чанга» вбегают четыре «обезьянки», танцуют танец, дети присоединяются к ним)
- Какое настроение у обезьянок? Какую эмоцию испытываете сейчас вы? (радости) Значит, какая эмоция здесь живет? Как вы думаете, как называется этот остров? Какую пиктограмму нужно здесь оставить? Летим дальше.
3. Дети сходят с ковра – самолета и видят «дерево» (на ели висят: обувь, посуда, одежда)
Что за дерево стоит?
Необычное на вид!
Шишки здесь не растут
А платье, да ботинки
Вот так дерево!
Дети рассматривают дерево. Обращается особое внимание на необычность дерева.
- Какую эмоцию вы испытали, когда впервые увидели это необычное дерево? Давайте оставим здесь нужную пиктограмму. Путь наш продолжается на следующий остров.
4. звучит спокойная музыка.
Повела Зима над нами
Снеговыми рукавами
И посыпались снежинки
Словно белые пушинки.
Мы попали на остров Белых сугробов. Покружились, покружились и в снежинки превратились. (На полу лежат 4 большие снежинки, дети собираются в группы садятся вокруг бумажных снежинок, составляя дополнительные лучи).
- Закройте глаза и послушайте мелодию. Что вы испытываете, находясь на острове Белых сугробов? Здесь мы оставим последнюю пиктограмму.
- Наше путешествие подходит к концу. Мы помогли нашим эмоциям вернуться на свои острова, а помогли нам в этом дружба, сочувствие, желание творить добро. Пусть же всегда с вами будут эмоции радости, веселья, спокойствия, может удивления, и как можно реже посещают вас эмоции страха и печали. Наш ковер – самолет ждет нас, возвращаемся домой. До новых встреч.
29.04.2022
Развитие двигательной активности в ДДОУ.
Основными условиями реализации педагогического обеспечения рациональной
организации двигательной активности детей являются: организация
пространственно-развивающей среды, профессиональная компетентность педагогов,
учет степени подвижности детей, учет базовых потребностей в двигательной
активности, учет и обогащение двигательного опыта детей. Под обеспечением надо
понимать организацию разнообразных двигательных режимов в самостоятельной и
организованных формах двигательной активности. Содержательный компонент
организации двигательной активности представлен программным обеспечением
базовой физической культуры в дошкольных учреждениях и включает в себя
федеральный компонент и вариативный (региональный) компонент. Основной
педагогической возможностью реализации поставленных задач в нашем исследовании
является организация взаимодействия и сотрудничества всех участников
образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель).
Сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах их развития является
одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской
Федерации.
Мощным биологическим
стимулятором жизненных функций и здоровья растущего организма является
двигательная активность – естественная потребность в движении, удовлетворение
которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания
ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.
Первые семь лет - это годы
бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его
функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям.
Вот почему так важно, чтоб в этот период развития детей мы, педагоги,
обеспечили им выполнение двигательного режима, необходимого для здорового
физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Итак, важнейшим условием
оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
- повышению устойчивости организма к различным
заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и
функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих
укреплению психического здоровья.
Понятие
«двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых
человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы
организма и необходима каждому человеку. Движение - главное проявление
жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их
нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Какими же методами и
приемами пользуется педагог при организации двигательной активности детей?
Термин «метод»
происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ
продвижения к истине, к ожидаемому результату. « В педагогической практике под
методом по традиции принято понимать упорядоченный
способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей».
Осуществляя
руководство двигательной активностью детей, педагогами используются
следующие методы:
- словесный метод
- наглядный метод
- практический метод
- игровой метод (использование упражнений в игровой
форме)
- соревновательный метод (использование упражнений в
соревновательной форме)
Наиболее действенным методом считается игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, он эффективнее
всего в работе с детьми, в нём учитываются элементы наглядно-образного и
наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствования
разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой
реакции, проявление творческой инициативы.
В
игре с соответствующими установками, можно довольно точно дозировать нагрузку,
как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне
положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится
детьми без значительных волевых усилий. Например, в игре «Ловишки» дети
упражняются в беге на выносливость, а при такой игре как «Путаница» развивается
координация движений, быстрота реакции, внимательность.
Не обойтись и
без соревновательного метода. Он
преимущественно используется в старших группах в целях совершенствования уже
приобретенных двигательных навыков, но допустим и в средних, младших
группах (перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет флажок, кто дальше
бросит мяч).
Обязательным условием соревнования при этом
выступает соответствие его физическим силам детей, воспитание чувства
ответственности перед своими товарищами, дружбы и взаимовыручки, уважения к
достижениям команды «соперника». Например, во время эстафет на занятиях и
развлечениях в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической
напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, борьбы. При
соревнованиях в команде формируются отношениями взаимопомощи, взаимной
ответственности и ответственности перед всеми сверстниками за достижение
соревновательной цели – победы.
Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке
прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения самостоятельно
придумывать и проводить игры со сверстниками, что необходимо для подготовки
ребенка к школе.
Наглядные методы используются с целью обеспечения
яркости чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для
возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о
движении. Например, при обучении детей игре в теннис или бадминтон
- показать детям, как правильно держать ракетку, правильно стоять,
как отбить мяч. Дети, видя, как делает педагог, повторяют.
Словесные методы направлены на сознание детей,
этот метод помогает «осмысливанию представленной перед ними задачи и
сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в
усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в
различных ситуациях». Например, при разъяснении правил игры педагог
рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые
слова, их значение, представляют картинку, приучаются действовать в
соответствии с указаниями.
Практический метод, связанный с практической двигательной
активностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия
движений на собственных мышечно – моторных ощущениях детей. Практические
методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному
использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению
ролей судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к
самосовершенствованию.
Итак, применяя указанные выше методы, мы опираемся на
чувственное восприятие ребенка (первую сигнальную систему), на
мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую
деятельность (выполнение конкретных упражнений).
Педагоги: Л.П.
Матвеев, Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова и др. отмечают, что ни одним из
методов нельзя ограничиться в методике физического воспитания как наилучшим.
Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими
принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса
задач физического воспитания и организации двигательной активности детей.
Методический прием — составная часть,
детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на
оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное
развитие ребенка.
Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием
двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью
владения движениями, общим развитием ребенка. Целесообразный подбор приемов
позволяет воздействовать на все анализаторные системы ребенка, активизировать
его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных
заданий.
Приемы наглядного метода
разнообразны. Так, наглядно - зрительные приемы заключаются в правильном, четком
показе образца движения или его отдельных элементов; в подражании образам
окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров для формирования
пространственной ориентировки; использований кино-, видеофильмов, фотографий,
графиков, рисунков и т.д.
Наглядно - слуховые
приемы представляют собой звуковую
регуляцию движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм барабана,
сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Использование слуховой
наглядности не только улучшает качество движений, «регулирует темп и ритм», но
и вызывает у ребенка « эмоциональный подъем», желание выполнять движения.
Тактильно – мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную
деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом
колена применяются поставленные в ряд воротца – дуги. Поднимание ног во время
бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого
поднимания колена. Тактильно - мышечная наглядность выражается и в
непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей
тела ребенка (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающее
ощущение правильного мышечного тонуса).
Однако, такая помощь
должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в
системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического
стереотипа .
Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению. К ним можно отнести:
краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на
имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое
сопровождает показ движений или его элементов; указание о выполнение движений;
беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение
сюжета подвижных игр; вопросы детям, которые задаются до начала выполнения
физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения
двигательных действий ; команды, распоряжения, сигналы, требующие различной
интонации, динамики и выразительности; считалки, короткие рифмованные
стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в
игре; образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности
движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. К этому следует
отнести и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато
русское народное творчество.
Таким образом, только совокупность и умелое сочетание этих методов и приемов в
работе по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста
будет продуктивно и эффективно, так как
позволяет повысить интерес, продолжительность и уровень двигательной активности детей, способствует сохранению
и укреплению здоровья наших воспитанников.
Лозунг “Движение — это жизнь” известен всем, и никто не
решится его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку
дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение.
«Движение как таковое может по своему
действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут
заменить действия движения»
(Ж. Тиссо)