Дистанционное обучение (ДО) – это взаимодействие
педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие
учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы,
средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий
или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Деятельность педагога в системе дистанционного
обучения
Педагог несет
ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо
подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь
работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен
владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей
построения учебного процесса в виртуальной среде.
Условия проведения дистанционного
обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.
Существуют два вида режима:
·
Offline -
местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие
организовывается в отложенном режиме;
·
Online –
обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у
автоматизированного рабочего места.
Дистанционное занятие в
режиме offline выкладывается в методическую
копилку детского сада (электронный ресурс) и родитель (законный
представитель) воспитанника может воспользоваться им в любое удобное для себя
время самостоятельно.
Дистанционное занятие в
режиме online проводится по заранее
составленному расписанию, согласованному с аудиторией.
Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов
необходимо:
- выстроить индивидуальный
образовательный маршрут для каждого ребенка за счёт возможности выбора уровня и
вида представления материала и согласовать его с заказчиком;
- разработать конспекты занятий и
подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами
видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации;
- организовать щадящий режим
обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером;
- разработать и осуществить
социальную программу работы с семьей, обязательное включение родителей в
процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения.
При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие
особенности:
- сложность оказания эмоционально-волевого влияния на
воспитанника (суггестивные способности);
- сложность в умении определить эмоциональное состояние
ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные
способности);
- невозможность встретиться глазами с собеседником через
веб-камеру;
- сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т.д.
Психологические аспекты организации обучения с
использованием дистанционных технологий
При виртуальном обучении
педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:
- неумение вести себя в ходе
педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении;
- установление межличностных контактов между участниками
образовательного процесса;
- создание благоприятного
психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного
образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
- соблюдение норм и правил
телекоммуникационного этикета.
Но не только педагог
испытывает трудности, воспитаннику тоже совсем непросто и он испытывает
противоречивые чувства:
– психологический дискомфорт от нахождения в непривычной
среде;
– изолированность от сверстников;
– желание скрыть истинные чувства,
надеть «маску». Он может неадекватно интерпретировать материал, создать образ
виртуального собеседника.
В связи с этим перед педагогом стоит ряд
педагогических задач:
- обучиться преодолению информационных барьеров;
- обучиться сетевому этикету;
- повысить мотивацию обучающегося;
- применять многообразные формы
работы, создающие положительный эмоциональный настрой.
Организация педагогом дистанционного обучения
Организация педагогом дистанционного обучения
строится следующим образом:
I. Разработка конспекта.
Дистанционное занятие
несколько отличается от обычного рядового занятия, т.к. подача информации идет
не на прямую, а через экран монитора и обучающийся получается изолирован от
педагога. Все это следует учитывать при разработке конспекта.
Алгоритм разработки конспекта к дистанционному занятию:
1. Определение темы дистанционного занятия.
2. Определение типа
дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль,
ликвидация пробелов в знаниях и умениях и т.д.).
3. Постановка цели
занятия (относительно обучающегося, педагога, их совместной деятельности).
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и
технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5. Определение длительности
дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.
Подготовка методических рекомендаций для родителей
(законных представителей) воспитанников к данному занятию
Педагог самостоятельно
разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей)
к каждому занятию.
Методические рекомендации делятся на два типа:
1. Индивидуальные - в рекомендациях
педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки
необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает
их в личный кабинет заказчика.
2. Общие – рекомендации по
предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в методической
копилке детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме
offline.
Проведение занятия. Анализ занятия.
После проведения дистанционного занятия педагог
анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли
трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), так
и самого педагога.
Практические советы проведения занятий дистанционного
обучения в режиме реального времени
Для достижения лучшего результата по дистанционному
обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких
практических советов:
1. Обязательно установите личный контакт с ребенком
(улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение
усталости и заботы).
2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи
больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
3. Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать
внимание ребенка.
4. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но
не кричите.
5. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись
чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.