Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко»
298310, Республика Крым, г. Керчь, ул. Льва Толстого, д. 42
т. (36561) - 6-05-97
ПРИНЯТО:
Педагогического советом
МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад комбинированного вида
№ 46 «Солнышко»
Протокол № 01
от « 27 » августа 2025г
sadik_solnischko-kerch@crimeaedu.ru
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующей МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад комбинированного вида
№ 46 «Солнышко»
__________М.А.Калита
Приказ от «28 » августа 2025г.№ 118-о
ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко»
1.Общие положения.
1.1.Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с
умственной отсталостью (далее Положение) разработано муниципальным бюджетным
дошкольным образовательным учреждением города Керчи Республики Крым «Детский
сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» (далее Учреждение) с учетом
требований нормативно-правовых документов и организации коррекционнообразовательной деятельности в Учреждении.
1.2.Настоящее Положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности для детей с умственной отсталостью (далее с УО) в Учреждении.
1.3.Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок организации
образовательной деятельности компенсирующей группы для детей с УО в Учреждении
и разработано в соответствии с:
-Конвенцией о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г. – ООН 1990;
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. . №
273 – ФЗ с изменениями и дополнениями , вступил в силу с 28.02.2023г.;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 01.12.2022 № 1048 «
О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным
программам дошкольного образования , утверждённый приказом Министерства
1
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373» ( зарегистрирован
12.01.2023 № 71978);
-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155), с изменениями и дополнениями от 08 ноября 2022г., 17 февраля 2023г..
- Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
-Федеральным законом от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов».
-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (последняя реакция).
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи» (с изменениями 18 августа 2016 года).
-Письмом Минобрнауки РФ от 10.02.2009 N 06-100 "О психолого-педагогической
поддержке семей с детьми-инвалидами".
-Распоряжением Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации».
-Уставом МБДОУ г.Керчи РК « Детский сад комбинированного вида № 46
«Солнышко».
1.4. Группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью
(далее – группа компенсирующей направленности) является структурной единицей
Учреждения и создается на основании приказа заведующего об открытии групп в
соответствии с штатным расписанием.
1.5. Группа компенсирующей направленности в дошкольном учреждении
комбинированного вида создается для детей с умственной отсталостью в возрасте 4-7
лет.
1.6. Группа компенсирующей направленности обеспечивает форму организации
образовательного процесса, при котором дети с умственной отсталостью обучаются по
адаптированной
образовательной программе дошкольного образования для
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ),
разработанной МБДОУ самостоятельно на основе Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
/Приказ Министерства
просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2023 № 72149)/.
2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для детей с УО.
2.1. Целью деятельности группы компенсирующей направленности является создание
оптимальных психолого-педагогических условий для освоения Адаптированной
2
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (далее – АОП ДО для обучающихся с
умственной отсталостью).
2.2. Основными задачами группы для детей с УО являются:
-обеспечение
права ребенка с нарушениями в развитии на получение
квалифицированной коррекционной помощи;
-осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений их развития с учетом
индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;
-создание оптимальных условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и
интеграции в общество;
-освоение детьми с ОВЗ АОП ДО, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации;
- обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении
воспитанниками,
имеющими
интеллектуальные
нарушения
Адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с умственной
отсталостью;
-обеспечение индивидуально – ориентированной психолого – медико – педагогической
помощи воспитанникам, имеющим УО учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей;
-обеспечение коррекции (исправления и ослабления) негативных тенденций развития у
воспитанников, имеющих УО;
-своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников,
имеющих нарушения развития;
- обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно- образовательного
процесса с воспитанниками, имеющими интеллектуальные нарушения;
-формирование навыков самообслуживания;
-профилактика вторичных нарушений в развитии воспитанников, имеющих УО.
- обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогических, медицинских работников ДОУ, Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи (далее –ЦППМС) и других организаций,
специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ;
- разъяснение среди педагогических работников, родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ специальных знаний о психофизическом развитии детей с
умственной отсталостью;
-обеспечение
взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников с умственной отсталостью;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
3. Организация комплектования группы для детей с УО.
3.1.Порядок комплектования групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
определяется Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности происходит в
соответствии с Положением о порядке приема на обучение по образовательным
программам дошкольного образования.
3.3. Зачисление ребёнка в группу компенсирующей направленности принимаются
только с согласия родителей (законных представителей) на основании коллегиального
заключения МБОУ г. Керчи РК для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и
3
медико-социальном сопровождении «Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи» «Психолого-Медико-Педагогическая Комиссия» (далее
коллегиальное заключение ПМПК) в строгом соответствии с электронной очередью
ДОО
3.4.Для зачисления ребёнка в данную группу предоставляются следующие документы:
- коллегиальное заключение ЦППМС с рекомендациями о посещении группы для детей
с УО и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка;
- направление Управления образования;
- заявление родителей (законных представителей).
3.5. Не подлежат приему в указанные группы дети, имеющие следующие
клинические формы и состояния:
-с тяжелой, глубокой умственной отсталостью;
- глухие и слабослышащие;
-слепые и слабовидящие;
-с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, требующие
индивидуального ухода;
-с легкой и умеренной умственной отсталостью, страдающие психопатоподобным
поведением, судорожными припадками, эндокринными, психическими
заболеваниями, требующими активного лечения;
-дети, имеющие стойкий энурез и энкопрез.
3.6.Прием в группу компенсирующей направленности для детей с УО проводится в
течение всего года при наличии свободных мест и с согласия родителей (законных
представителей) ребенка.
3.7.Зачисление детей в группы компенсирующей направленности оформляется приказом
заведующего МБДОУ.
Отношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) ребенка
регулируются договором об образовании по образовательным программам дошкольного
образования, заключаемым в установленном порядке.
3.8.МБДОУ г.Керчи РК « Детский сад комбинированного вида № 46 « Солнышко»
обязано ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом Учреждения, с
лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о
государственной аккредитации, с образовательными программами и другими
документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности, с правами и обязанностями родителей (законных представителей) и детей.
3.9.Группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ комплектуются с учетом
возраста детей: младшая группа 3-4 года, средняя группа 4-5 лет, старшая группа 5-6
лет, подготовительная группа 6-7 лет. Комплектование групп детьми компенсирующей
направленности может осуществляется по разновозрастному принципу из числа детей в
возрасте от 4 до 7 с учетом возможности организации режима дня, соответствующего
анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы, организации
коррекционного обучения в соответствии с возрастом воспитанников (подгрупповые
занятия) на основании заключения ЦППМС и по заявлению родителей (законных
представителей).
3.10. Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей с УО не
должно превышать 10 детей (СП 2.4.3648-20 п. 3.1.1.)
3.11. В срок до 1 сентября приказом заведующего утверждается список детей,
зачисленных в группу для детей с УО на текущий учебный год.
3.12. Длительность пребывания воспитанников в коррекционной группе определяется
городской в зависимости от динамики коррекции психического развития и может
4
составлять от 1 до 3 лет. В исключительных случаях допускается пребывание детей 4
года – дублирование подготовительной к школе группы по решению городской ЦППМС
и согласию родителей (законных представителей).
3.13. В случае отсутствия положительной динамики коррекционной работы и выявления
у ребенка нарушения психического развития, обусловленного умственной отсталостью
воспитанник, имеющий УО, может быть направлен в ЦППМС для уточнения диагноза
и определения его дальнейшего образовательного маршрута.
3.14. Отчисление воспитанников из группы для детей с УО осуществляется на
основании решения ЦППМС, оформляется приказом заведующего МБДОУ.
4.Организация и содержание работы в группе компенсирующей
направленности для детей с умственной отсталостью.
4.1. Коррекционно-педагогическую помощь детям с УО оказывают учитель-дефектолог,
педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели группы компенсирующей
направленности.
4.2.Группа компенсирующей направленности МБДОУ № 46 функционируют в режиме
полного дня (10,5 часового пребывания: с 7.30 до 18.00) при пятидневной рабочей
неделе. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни.
4.3.Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учётом требований
адаптированной образовательной программы для обучающихся с ЗПР и рекомендаций
СанПиН.
4.4.Организация образовательного процесса в группах для детей с УО определяется
Адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
разработанной и реализуемой МБДОУ, Федеральной рабочей программой воспитания,
Федеральным календарным планом воспитательной работы, Региональным
календарным планом воспитательной работы, регламентируется годовым планом
работы и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми МБДОУ
самостоятельно.
4.5.Организационными формами работы групп компенсирующей направленности
являются: подгрупповые занятия с воспитанниками, занятия малыми группами и
индивидуальные занятия. Дети, слабо усваивающие программу, отличающиеся резким
снижением работоспособности, на начальных этапах обучения в подгруппы не
включаются, работа с ними проводится индивидуально.
4.6.Количество и продолжительность занятий определяется расписанием занятий в
соответствии с реализуемой АОП ДО для обучающихся с УО и действующими
санитарно –эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин.
4.7. Групповые коррекционные занятия проводятся в соответствии с Адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с УО.
Продолжительность коррекционных занятий:
для детей 3- 4 лет – не более 15 минут;
для детей 4-5 лет не более 20 минут;
для детей 5-6 лет не более 25 минут;
для детей 6-7 лет не более 30 минут.
4.8. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий зависит от
тяжести нарушений высших психических функций.
Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю (продолжительность –
15 минут с каждым ребенком).
5
4.9. Между подгрупповыми и индивидуальными занятиями , предусматриваются
перерывы не менее 10 минут.
4.10. Ежедневно, во второй половине дня, воспитателем проводятся индивидуальные
занятия по заданию учителя-дефектолога.
4.11. Коррекционная работа в группе для детей с УО проводится:
-в процессе организации различных видов детской деятельности игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной, чтения;
- в ходе режимных моментов.
4.12. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности включает
гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие личностноориентированное развитие детей с ОВЗ.
4.13.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно –
педагогическую работу группы
компенсирующей направленности для детей с
умственной отсталостью, учитель – дефектолог, в обязанности которых входит
проведение коррекционных занятий с детьми с ОВЗ, мониторинга развития детей 3раза
в год и оказание методической
помощи воспитателям, родителям (законным
представителям) ребенка и специалистам по вопросам освоения АОП ДО для
обучающихся с ОВЗ, повышения компетентности в вопросах воспитания и обучения
детей с ОВЗ.
4.14. При зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности учитель –
дефектолог, педагог - психолог проводят обследование, заполняют необходимую
документацию на каждого ребенка, и определяют индивидуальный образовательный
маршрут ребенка.
4.15. Учитель-дефектолог, педагог-психолог проводят коррекционно-развивающие
занятия в соответствии с графиком работы, циклограммой деятельности с учетом
рекомендаций ЦППМС, ИПР ребенка-инвалида.
4.16. Диагностика уровня развития детей в группе осуществляется специалистами
МБДОУ 3 раза в год (сентябрь, январь, май), специалистами
ЦППМС при
необходимости (отсутствие динамики развития, не усвоение АОП ДО и т.д.)
4.17. В период завершения дошкольного образования, специалисты ЦППМС проводят
итоговое комплексное обследование, по результатам которого с учетом результатов
медицинского заключения определяется дальнейший
образовательный маршрут
каждого ребенка.
4.18.Воспитательно-образовательный
процесс в группах компенсирующей
направленности для детей с ОВЗ строится по принципу тематического планирования. В
каждой возрастной группе определены на каждую неделю темы, работу над которыми
проводят воспитатели и все специалисты, работающие в данной группе. Одной теме
уделяется не менее одной недели.
4.19.Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности группы, знакомиться с материалами
наблюдений, характером компенсирующих методов обучения, воспитания и
оздоровления детей, содержанием АОП ДО для обучающихся с ОВЗ МБДОУ г.Керчи
РК « Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко».
4.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе несут
родители (законные представители).
5. Руководство группой.
5.1. Работу группы компенсирующей направленности для детей с УО возглавляет
руководитель ДОУ.
6
5.2.Руководитель
осуществляет
систематический
контроль
организации
и
образовательного процесса и проведения всего комплекса мероприятий, направленных
на коррекцию речи детей, повышение квалификации педагогов; проводит анализ
эффективности работы в группе компенсирующей направленности для детей с УО.
5.3. Руководитель учреждения:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;
- подбирает в группу компенсирующей направленности для детей с УО педагогов в
соответствии с Профессиональным стандартом 01001 «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» и разделом «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих;
- обеспечивает кабинет учителя-дефектолога специальным оборудованием,
методической литературой.
5.4. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителюдефектологу, координацию работы городского методического объединения учителейдефектологов осуществляет ЦППМС.
5.5. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом
коррекционной работы осуществляется на методических объединениях учителейдефектологов и воспитателей, на курсах повышения квалификации и др.
5.6. Права и обязанности работников группы компенсирующей направленности для
детей с УО определяются правилами внутреннего трудового распорядка и
должностными инструкциями.
6. Участники коррекционно-развивающей работы группы для детей с УО.
Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения
психического развития, их родители (законные представители), педагоги и специалисты
ДОУ. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции нарушений у детей, консультируют родителей (законных
представителей) воспитанников.
6.1.Старший воспитатель:
6.1.1.Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников МБДОУ,
родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с умственной
отсталостью по вопросам освоения Адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с УО.
6.1.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических
работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников группы для детей с УО в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
6.1.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников МБДОУ и других организаций,
специализирующихся в области оказания поддержки детям с умственной отсталостью.
6.1.4. Организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы для детей
с УО содержания адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для детей с ОВЗ, результатов коррекционной работы.
Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы.
6.1.5 Контролирует:
- применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию
отклонений в психофизическом развитии детей;
7
- соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
- планирование воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в
процессе организации различных видов детской деятельности;
- планирование и выполнение коррекционных мероприятий, обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, воспитанников группы.
Коррекционно-педагогическую помощь детям с УО оказывают: учитель-дефектолог;
воспитатели коррекционной группы, педагог-психолог; музыкальный руководитель,
учитель-логопед.
6.2. Учитель-дефектолог:
6.2.1. Является ведущим специалистом группы для
детей с УО. Организует
коррекционную работу, координирует воспитательную и образовательную работу с
данными детьми. На группу утверждается 1 ставка учителя-дефектолога.
6.2.2. На должность учителя-дефектолога назначаются лица, имеющие специальное
высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование,
прошедшие переподготовку по специальности «Дефектология».
Учитель-дефектолог находится в непосредственном подчинении заведующего МБДОУ,
старшего воспитателя.
6.2.3.Проводит первичное обследование уровня актуального психического развития
воспитанников МБДОУ по запросу педагогов с согласия родителей (законных
представителей), осуществляет отбор детей, имеющих затруднения в усвоении АОП
ДОУ.
6.2.4. Проводит с детьми занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию
речи, подготовке к обучению элементарной грамоте и формированию элементарных
математических представлений, формированию коммуникативных способностей,
развитию элементарных количественных представлений, развитию сенсорного
восприятия и ручной моторики.
6.2.5. Участвует в разработке Адаптированной образовательной программы для детей с
УО.
6.2.6 Направляет детей, имеющих затруднения в усвоении АОП ДО для обучающихся с
УО с согласия родителей на ПМПК для определения специальных условий развития и
воспитания детей с ОВЗ.
6.2.7. Заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с УО.
6.2.8. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий в группе для детей с УО.
6.2.9. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР.
Самостоятельно отбирает методы и приемы коррекционной работы.
6.2.10. Составляет индивидуально-ориентированные коррекционные мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих ЗПР, их интеграцию в ДОУ.
6.2.11. Осуществляет отслеживание динамики коррекции УО у воспитанников группы.
Вносит изменения в содержание коррекционной работы, методы, приемы
коррекционной помощи.
6.2.12. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями):
- по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с УО;
- по вопросам освоения АОП ДО для обучающихся с УО МБДОУ.
6.2.13. Проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической
компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с
8
УО.
6.2.14. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
республиканской, городской ПМПК.
6.2.15. Контролирует осуществление воспитателями группы коррекционной
направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного
воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и
возрастных особенностей.
6.2.16. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению
коррекционной работы согласно должностной инструкции, номенклатуры.
6.2.17. Представляет администрации ежегодный отчёт о результативности
коррекционной работы группы для детей с ЗПР.
6.2.18. Оказывает консультативную и просветительскую помощь педагогическим
работникам, родителям (законным представителям) по профилактике отклоняющегося
от возрастной нормы развития детей дошкольного возраста, дает необходимые
рекомендации.
6.2.19. Участвует в создании предметно-развивающей среды в кабинете дефектолога,
групповом помещении и на прогулочном участке воспитанников группы.
6.2.20. Недельная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов, из которых 18
часов - отводится на коррекционную работу с детьми, а 2 часа - на организационно- 8
методическую и консультативную работу с педагогическими работниками ДОУ и
родителями.
6.2.21. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам.
6.2.22. Основная документация учителя-дефектолога включает:
- Календарно-тематический план работы учителя-дефектолога на учебный год;
- График работы учителя-дефектолога, включающая расписание коррекционных
занятий;
- Карты развития на каждого ребёнка, зачисленного в коррекционную группу;
- Результаты мониторинга развития воспитанников группы (первичное обследование
и итоги коррекционной работы);
- Отчет коррекционной группы за учебный год;
- Журнал взаимодействия с педагогами группы;
- Планы индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками;
- Журнал консультаций для родителей и педагогов;
- Копии заключений ПМПК с определением программы обучения на каждого
ребёнка группы;
-Паспорт кабинета учителя-дефектолога.
6.3. Воспитатель:
На должность воспитателя группы для детей с УО назначаются лица, имеющие высшее
или среднее специальное педагогическое образование.
6.3.1. Выполняет задания учителя-дефектолога, направленные на реализацию
коррекционных мероприятий и обеспечивающие коррекцию и компенсацию отклонений
в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников
группы.
6.3.2. Проводит мониторинг усвоения содержания Адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с УО воспитанниками
группы для детей с УО
9
6.3.3.Взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными
представителями) воспитанников группы УО по вопросам реализации Адаптированной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
6.3.4. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников группы. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
7.3.5. Воспитатель создает предметную развивающую среду в групповом помещении и
на прогулочном участке.
6.3.6. Выполняет трудовые функции в соответствии с должностной инструкцией ДОУ.
6.4. Педагог-психолог:
6.4.1. Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации
адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для
обучающихся с УО.
6.4.2.Проводит психологическое обследование воспитанников группы УО в начале
учебного года (сентябрь), в середине (январь) и в конце учебного года (май); проводит
обследование уровня психического развития воспитанников по запросу педагогов
(воспитателей, учителя-дефектолога) и родителей
(законных представителей) с
согласия родителей (законных представителей);документально фиксирует динамику
психического развития воспитанников группы.
6.4.3. Составляет план коррекционной работы с воспитанниками группы УО.
6.4.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы психологической помощи,
корректирует содержание коррекционной работы.
6.4.5. Взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогами ДОУ, родителями
(законными представителями) воспитанников по вопросам реализации АОП ДО для
обучающихся с умственной отсталостью.
6.4.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками МБДОУ,
родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с УО по
вопросам реализации адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с умственной отсталостью.
6.4.7. Определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и
принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
6.4.8.
Проводит
психологическую
диагностику,
используя
современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы.
6.4.9. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследований с
целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей
(законных
представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6.4.10. Участвует в планировании и разработке индивидуальных развивающих и
коррекционных программ с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей
воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего
федеральным государственным образовательным стандартам.
6.4.11. Способствует гармонизации климата образовательного учреждения и
осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной
дезадаптации детей и взрослых.
6.4.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах
методической работы в организации родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой
и годовым планом МБДОУ.
10
6.4.13. Осуществляет повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах психического развития детей.
6.4.14. Выполняет трудовые функции в соответствии с должностной инструкцией ДОУ.
Формой взаимодействия специалистов по уточнению заключения, выявлению и
сопровождения детей с ОВЗ на уровне ДОО является психолого – педагогический
консилиум (далее ППк). Деятельность ППк регламентируется «Положением о
психолого –педагогическом консилиуме» ДОО.
6.5. Музыкальный руководитель:
6.5.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми с
умственной отсталостью
образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие», проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации музыкально-художественной деятельности
воспитанников. Отбирает
музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной
работы с воспитанниками с УО.
6.5.2. Взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками ДОУ,
родителями (законными представителями) воспитанников с УО по вопросам реализации
адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью.
6.5.3. Выполняет трудовые функции в соответствии должностной инструкцией
музыкального руководителя ДОУ.
6.6. Родители (законные представители):
6.6.1. Являются равноправными участниками коррекционного и образовательного
процесса по реализации АОП ДО для обучающихся с УО, имеют право защищать
законные права и интересы воспитанника.
6.6.2. Знакомятся с содержанием АОП ДО для обучающихся с УО и участвуют в
реализации в части организации коррекционного сопровождения вне ДОУ.
6.6.3. Создают в семье условия, благоприятные для общего развития ребенка.
6.6.4. Активно взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению
нарушений у ребенка.
6.6.5.
Выполняют
рекомендации
учителя-дефектолога,
педагога-психолога,
воспитателей группы по осуществлению коррекционных мероприятий вне ДОУ и
обеспечению непрерывности коррекционно- образовательного процесса.
6.6.6. Принимают участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом.
6.6.7. Оказывают МБДОУ посильную помощь в реализации уставных задач, охране
жизни ребёнка, летнем оздоровлении, создании развивающей среды.
7. Материально-техническое обеспечение.
7.1. Группы для детей с УО
обеспечиваются специальным помещением,
оборудованием и пособиями в соответствии возрастом детей и направлением
коррекционно-развивающей работы.
7.2. Для работы учителя-дефектолога выделяется рабочее место,
отвечающее
санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенное необходимым оборудованием и
пособиями.
7.3. Оснащенность группового помещения и рабочего места учителя-дефектолога
фиксируется в паспорте группы и паспорте кабинета (при наличии) в соответствии с
требованиями Учреждения.
8.Заключительные положения.
8.1. Настоящее положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается
на Педагогическом совете работников ДОУ и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего ДОУ.
11
8.2.Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся на заседании
педагогического совета МБДОУ №46 «Солнышко» и принимаются на заседании..
8.3.Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия
нового.
12