МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №46 «СОЛНЫШКО»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
МБДОУ г.Керчи РК
«Детский сад комбинированного
вида № 46 «Солнышко»
Протокол № 01
от « 11 » августа 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
И.о заведующего МБДОУ г.Керчи РК
«Детский сад комбинированного вида
№ 46 «Солнышко»
_________Т.В. Григорова
Приказ от «14» августа 2023 г.№ 113-о
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
(СЛАБОВИДЯЩИХ, С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко»
2023г.
г.Керчь.
1
Общие сведения об Учреждении:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46
«Солнышко» расположен по адресу: 298310, Российская Федерация,
Республика Крым, г.Керчь, ул.Льва Толстого д.42.
Телефон : +7 (36561)6-05-98;+7 (36561)6-05-97.
Электронная почта:sadik_solnischko-kerch@crimeaedu.ru
Сайт: https://46kerch.tvoysadik.ru/
Режим работы:
1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми
нарушениями речи /ТНР/ работает с 06.30. до 18.30 (12 часов) при 5дневной рабочей неделе.
1 группа компенсирующей направленности для детей с задержкой
психического развития /ЗПР/ работает с 07.30 до 18.00 ( 10,5 часов) при
5-дневной рабочей неделе.
2 группы
компенсирующей направленности для детей с
нарушениями зрения работает с 07.30 до 18.00 ( 10,5 часов) при 5дневной рабочей неделе.
Выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни.
И.о.заведующего МБДОУ №46 «Солнышко» Григорова Татьяна Владимировна
Рабочий телефон +7 (36561)6-05-97
Учредитель: 298300, Российская Федерация, Республика Крым, г.Керчь,
Администрация города Керчи Управление Образования; ул.Кирова,5,
тел.+7 (36561)6-17-04,obrazovanie@kerch.rk.gov.ru
МБДОУ осуществляет свою образовательную, правовую,
хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных
документов:
- Устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко»,
утвержденный постановлением Администрации г. Керчи РК от 23.11.2021 г.
№ 1750/1-п.;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 0428 от
30.06.2016 г., серия 82ЛО1 № 0000445; Приложение № 1 к лицензии на
осуществление образовательной деятельности от 30 июня 2016г. № 0428
Серия 82П01№ 0000468 .
Контингент воспитанников .
В дошкольном учреждении функционирует 4 группы компенсирующей
направленности :
2
- группы для детей с нарушениями зрения
- группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи
- группа для детей с задержкой психического развития
Таблица № 1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко»
посещают:
Дети с амблиопией и косоглазием с разной степенью нарушения остроты и
характера зрения .
Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с коррекцией на лучше
видящем глазу (при прогрессирующих необратимых нарушениях зрения к
слабовидящим детям относятся также дети с более высокой остротой зрения).
Дети, имеющие врождённые пороки зрительного анализатора
астигматизм , глаукома, ретинопатия недоношенных и др.).
Дети с сочетанными нарушениями (дальнозоркость, близорукость, астигматизм,
косоглазие, ДЦП, ЗПР различного генеза, дети с эмоционально-личностными
расстройствами и др.)
Дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Дети с задержкой психического развития.
Наполняемость групп.
Воспитанники
всех
возрастных
групп
компенсирующей
направленности , имеют ограниченные возможности здоровья. Предельная
наполняемость группы для детей с нарушениями зрения соответствует
нормативным требованиям СанПиН 2.4.3648-20 / постановление главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»/.
В связи с этим предельная наполняемость групп – 10 детей.
Адаптированная
образовательная
программа
дошкольного
образования для обучающихся с нарушениями зрения(слабовидящих, с
амблиопией и косоглазием) (далее АОП ДО для обучающихся с
нарушениями зрения) –является документом, в соответствии с которым
МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46
«Солнышко», осуществляет образовательную деятельность на уровне
дошкольного образования.
МБДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает Адаптированную
образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с
нарушениями зрения.
Структура
АОП ДО в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
3
Целевой раздел АОП ДО
включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения АОП ДО, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию АОП ДО, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел АОП ДО включает описание образовательной
деятельности
по
пяти
образовательным
областям:
социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и
средств реализации АОП ДО; особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик и способов поддержки детской
инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников с нарушениями зрения.
Программа коррекционно-развивающей работы учитывает особые
образовательные потребности воспитанников дошкольного возраста с
нарушениями зрения, удовлетворение которых открывает возможность
общего образования.
В содержательный раздел АОП ДО входит федеральная рабочая
программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы ДО включает описание
психолого-педагогических
и
кадровых,
финансовых
условий,
обеспечивающие развитие ребенка с нарушениямии зрения, особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, материальнотехническое обеспечение АОП ДО, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания.
Организационный
раздел
включает
примерные
перечни
художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства, а также примерный перечень рекомендованных
для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе
представлены режим и распорядок дня в ДОО, федеральный календарный
план воспитательной работы и региональный календарный план
воспитательной работы.
Объем обязательной части основной образовательной программы
должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части
Адаптированной образовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего
4
объема.
В соответствии с АОП ДО
описание традиционных событий,
праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть,
формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по развивающему
оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической
диагностики развития обучающихся, а также качества реализации
Адаптированной образовательной программы МБДОУ. Система оценивания
качества реализации программы МБДОУ направлена в первую очередь на
оценивание созданных
МБДОУ
условий внутри образовательного
процесса.
АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения разрабатывается с учетом
особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с нарушениями зрения.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с нарушениями зрения составлена с учётом следующих
нормативных документов:
1.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» ( зарегистрировано в Минюсте РФ 14
ноября 2013г.,№ 30384) с изменениями и дополнениями от 08 ноября 2022г.;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
№ 1028 « Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 28.12.2022 № 71847);
Документ размещён:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
3.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1022 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 27.01.2023 № 72149).
Документ размещён:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036
4.Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский
веночек»/ Авт .-сост.: Л. Г. Мухоморина, Э.Ф.Кемилёва,Л.М. Тригуб,Е.В.
Феклистова (2017г.).
5
Получение дошкольного образования по Программе ведется в очной форме.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Цели и задачи реализации Программы.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста
на получение доступного и качественного образования, обеспечивает
развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности
ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
-реализация содержания АОП ДО;
-коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с
ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими
и
индивидуальными
особенностями,
развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта
отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим
и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
6
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
Принципы к формированию Программы.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов
дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО
для обучающихся с нарушениями зрения.
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и образование обучающихся с нарушениями зрения: Организация
устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но
и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с
нарушениями
зрения,
оказанию
психолого-педагогической,
тифлопедагогической и медицинской поддержки в случае необходимости
(Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования
слепых, слабовидящих, обучающихся с пониженным зрением (амблиопией и
косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения):
открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса,
7
появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с
характерными спецификой и скоростью, учитывающей его интересы,
мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: содержание образования
предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон
актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию,
расширению как явных, так и потенциальных зрительных возможностей
ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей:
всестороннее
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся с
нарушениями зрения посредством различных видов детской деятельности.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные
взаимосвязи: познавательное развитие слепых, слабовидящих, обучающихся
с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными
расстройствами и нарушениями зрения) тесно связано с речевым, социальнокоммуникативным, художественно-эстетическим, физическим, предметнопространственной ориентировкой, зрительным восприятием. Содержание
образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими
областями.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации
и достижения целей Программы: Организация должна разработать свою
адаптированную образовательную программу, за ней остается право выбора
способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих
разнородность состава групп обучающихся, их психофизических
особенностей, запросов родителей (законных представителей).
6. Принцип научной обоснованности и практического применения
тифлопсихологических и тифлопедагогических изысканий в области
особенностей развития обучающихся с нарушениями зрения, коррекционной,
компенсаторно-развивающей, коррекционно-развивающей работы с данной
категорией обучающихся: адаптированная программа определяет и
раскрывает специфику образовательной среды во всех ее составляющих в
соответствии
с
индивидуально-типологическими
особенностями
обучающихся с нарушениями зрения и их особыми образовательными
потребностями: развивающее предметное содержание образовательных
областей, введение в содержание образовательной деятельности
специфических
разделов
педагогической
деятельности;
создание
востребованной детьми с нарушениями зрения развивающей предметнопространственной среды; обеспечение адекватного взаимодействия зрячих
8
педагогических работников с ребенком
коррекционно-развивающую работу.
с
нарушениями
зрения;
Значимые характеристики особенностей развития детей с нарушениями
зрения.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную
группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению
заболеваний и условиям социального развития.
Для детей с нарушениями зрения характерно:
- затруднения в оценке цвета, формы, величины, пропорций,
пространственных отношений;
-неумение выделять информативные признаки в предмете с последующим
использованием при анализе свойств и качеств предмета;
-снижение точности, полноты, целостности представлений о предметах;
-трудности восприятия объектов в условиях сниженной цветовой
насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении, в силуэтном и
контурном изображении, при наличии неполного изображения предмета и
др.;
-затруднения при обследовании предмета, составлении целого из частей,
совмещении деталей, использовании орудий труда и др.;
-сложности группировки, классификации, обобщения объектов по
существенным и несущественным признакам;
-затруднения при сравнении предметов, нахождении отличий, составлении
описательных рассказов;
-нарушение моторно-двигательной стороны практической деятельности;
отклонения в координации движений, темпа и ритма действий, отсутствие
сопряженных движений обеих рук; трудности в овладении орудийными
действиями с предметами, что ведет к трудностям овладения предметнопрактической и предметно-игровой деятельностью;
-трудности ориентировки в малом и большом пространстве, в том числе и на
листе;
недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов;
-снижение
познавательной
активности,
ориентировочно-поисковой
деятельности;
-снижение двигательной активности ребенка, отклонения в координации
движений, темпа и ритма действий;
9
-сложность в формировании личности: нарушение эмоционально- волевой
сферы, снижение уровня самостоятельности, появление замкнутости,
необщительности.
Особенности развития и особые образовательные потребности
слабовидящих детей.
Слабовидение
–
разные
степени
нарушения
центрального,
периферического, цветового зрения, других функций зрительной системы в
отдельности или в совокупности, осложняющие стабильное качественное
получение и обработку информации с ограничением зрительного восприятия
окружающего, вследствие чего человек испытывает трудности в
ориентировочно-поисковых, познавательных действиях регуляции и контроля.
Среди причин слабовидения у детей доминируют врожденные, часто
наследственного характера, аметропии (разные виды нарушений рефракций),
врожденные, перинатальные патологии: пороки и аномалия развития органа
зрения в результате нарушения эмбриогенеза, а также патологические
состояния глаз, являющиеся следствиями эмбриопатий или перенесенных
внутриутробно воспалительных процессов (микрофтальм, врожденные
деформации глаза и отдельных его структур, катаракта и глаукома,
дистрофические изменения сетчатки и недоразвитие или атрофия зрительных
нервов).
В настоящее время большой процент слабовидящих дошкольников – это
дети с ретинопатией недоношенных.
Все слабовидящие дошкольники относятся к детям с ОВЗ. Для части
слабовидящих детей определяется инвалидность по зрению (в зависимости от
степени снижения функций – 2-я или 3-я группа инвалидности). Основанием
для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение
функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная
недостаточность.
В группу слабовидящих дошкольников входят дети с разной степенью
слабовидения, а, следовательно, разнородность этой группы воспитанников
характеризуется разной степенью ограничения в самообслуживании, в
способности к самостоятельному передвижению, к деятельности (ее
организации и осуществлению). По показателям остроты зрения на лучше
видящем глазу в условиях оптической коррекции определяются три степени
слабовидения. Cлабовидение высокой степени: острота зрения – 0,05–0,09.
Слабовидение средней степени: острота зрения – 0,1–0,2. Слабовидение слабой
степени: острота зрения – 0,3–0,4. Степень слабовидения усиливается, если
наряду со снижением остроты зрения имеет место быть значительное
10
нарушение другой(их) базовой(ых) зрительной(ых) функци(й) – поля зрения
(варианты ограничения или скотомы), цветоразличения (полная или частичная
цветовая слепота), глазодвигательных функций (нистагм, паралич глазных
мышц), светоощущения (повышение или понижение светочувствительности).
На фоне первичной зрительной патологии у значительной части
слабовидящих детей возникают и развиваются осложнения в виде:
- снижения функционального состояния сенсорного и/или моторного
аппаратов зрительной системы;
- отягощения патологического процесса в виде органических изменений
структур глаза или в виде обострения заболевания.
Первая группа осложнений включает амблиопию (рефракционную,
анизометропическую, обскурационную) разных степеней, косоглазие.
Осложнения этой группы, с одной стороны, ухудшают, затрудняют процесс
зрительного восприятия слабовидящих детей окружающего мира, с другой
стороны, их степень посредством мероприятий медицинской реабилитации
возможно ослабить, что повысит зрительные возможности этой группы детей.
К осложнениям второй группы относятся изменения на глазном дне, в
стекловидном теле в виде кровоизлияний, отслойки сетчатки при высокой
миопии; смещение хрусталика, повышение внутриглазного давления и др.
У слабовидящих дошкольников этой группы крайне важны знание и учет
осложнений, т. к. к ним может привести игнорирование в жизнедеятельности
детей с определенными клинико-патофизиологическими характеристиками
зрения факторов риска, и, как следствие, к значительному ухудшению зрения –
вплоть до слепоты.
Характерным для части слабовидящих детей, прежде всего, со
слабовидением высокой степени, в младенческом и раннем возрастах
выступают трудности проявления врожденных зрительных реакций: поворот
глаз или поворот глаз и головы к источнику света, зажмуривание,
кратковременное слежение за движущимся в поле взора объектом,
предпочтительное смотрение на лицо, сужение или расширение зрачка на
световой стимул, что затрудняет становление акта видения (в норме – первый
год жизни), включение сохранных и нарушенных зрительных функций в
отражение окружающего, и, тем самым, значительно осложняет развитие в этот
период жизни ребенка зрительных ощущений и восприятия, зрения в целом.
Для успешного развития зрения и, следовательно, значительного
повышения уровня чувственного отражения окружающего слабовидящим с
раннего детства важна ранняя офтальмологическая реабилитация, достигаемая
разными средствами, в т. ч. посредством ношения ребенком очков (по
назначению врача).
11
Нарушение зрения в детстве вне зависимости от его степени выступает
аномальным фактором, негативно влияющим на развитие ребенка дошкольного
возраста. Связано это с ролью зрения «как зонда пространства» (И.М. Сеченов)
в чувственном познании ребенком окружающей действительности с
формированием целостного образа отражения и с обеспечением
ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и
контролирующей его функций в разных сферах жизнедеятельности человека.
Тифлопсихологией обосновано и доказано, что дети с нарушением зрения
развиваются по общим законам с нормально видящими. В то же время для
слабовидящих дошкольников характерен ряд особенностей психофизического и
личностного развития, обусловленных прямым или косвенным негативным
влиянием нарушенного зрения, которые определяют их психологопедагогическую характеристику. Общей типологической особенностью
развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера
зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его
познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом
виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе.
Слабовидящие
дошкольники
наряду
с
общими
типологическими
особенностями развития имеют выраженные индивидуальные достижения в
общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.
Психолого-педагогической
характеристикой
слабовидящих
дошкольников выступает степень соответствия темпа развития слабовидящего
ребенка темпу развития нормально видящих сверстников. Слабовидящим детям
свойственно в большей или меньшей степени выраженности отставание по
темпу развития от нормально видящих сверстников, что может проявиться в
несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:
- ведущих видов деятельности. Так, близкое эмоциональное общение
со взрослым, характерное для нормально видящего младенца, часто остается
для слабовидящего ребенка актуальным и в период раннего детства;
предметная деятельность с предметной игрой могут быть востребованы
слабовидящим ребенком на протяжении младшего дошкольного возраста,
слабовидящий ребенок длительнее осваивает способности к сюжетно-ролевой
игре, поэтому временные характеристики ее развития у слабовидящих и
нормально видящих дошкольников могут не совпадать;
- умений и навыков в отдельных сферах личностного развития ребенка. В
сенсорно-перцептивной сфере проявляется отставание в развитии свойств
восприятия: скорости, константности, обобщенности, осмысленности,
симультантности. В двигательной сфере – отставание в освоении двигательных
умений и навыков, их объема и качества. В познавательной сфере –
12
недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как
образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов
познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации. Освоение
видов игр слабовидящими дошкольниками происходит замедленными темпами,
что связано с недостаточным и бедным запасом знаний и представлений об
окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметнообъектным миром, снижением общей и двигательной активности.
По темпу развития слабовидящие дошкольники могут быть максимально
приближены к развитию нормально видящих сверстников или отставать от
него.
Для слабовидящих детей характерен ряд особенностей личностного
развития.
Возможность появления и развития вторичных отклонений (нарушений) в
структурных компонентах (интегративные психические и психологические
образования) личности. По степени риска развития вторичных нарушений в
дошкольном возрасте выделяются три группы психических и психологических
образований.
Личностные образования с высокой степенью риска появления и развития
вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной, т. е. адекватной
потребностям и возможностям слабовидящего ребенка социальной среды:
психомоторные, сенсорно-перцептивные, мнемические (представления как
образы памяти), коммуникативные. Слабовидение обуславливает возможность
развития у дошкольников вторичных нарушений:
- бедность чувственного опыта;
- малый запас и низкое качество зрительных образов-памятей (образов
предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций,
образов сенсорных эталонов, движений и действий), вербализм представлений;
- недостаточность осмысленности чувственного отражения;
- отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических
качеств, координации, недостаточное развитие психической структуры «схема
тела»;
- пассивность во взаимодействии с физической средой, малый запас
предметно-практических умений;
- недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.
Неадекватная позиция взрослых к личностным потребностям
слабовидящего ребенка способствует появлению таких вторичных нарушений,
как:
- пассивность
к
новому,
нерешительность,
недостаточность
познавательных интересов и активности, отсутствие или слабое проявление
13
любознательности;
- недостаточная
сформированность
социальных
эталонов,
пантомимическая пассивность, неточность движений;
- некоторая стереотипность поведения и речи, слабое проявление реакции
на что-либо новое, слабость дифференцированного торможения и реактивной
впечатлительности;
- недостаточная развитость внимания;
- недостаточное развитие наглядно-действенной и наглядно-образной
форм мышления, трудности овладения умственными действиями и
операциями обобщения,
сравнения,
группировки,
классификации,
абстрагирования и др.
Личностные образования, для которых риск развития вторичных
нарушений вследствие слабовидения практически отсутствует (креативные и
нравственные интегративные психические образования), становление и
развитие которых определяется социальными факторами и не находится в
действии прямого негативного влияния на нарушения зрения. К развитию
пассивной личности, личности с нереализованным эмоционально-волевым
потенциалом (бедный опыт волевого поведения) приводит неадекватная
позиция взрослого социума к возможностям и потребностям ребенка,
проявляющаяся в негативных стилях воспитания и, прежде всего, по данным
тифлологии относительно слабовидящих, – гиперопека.
Для слабовидящих детей характерны особенности социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественноэстетического развития.
Особенностями социально-коммуникативного развития слабовидящих
дошкольников выступают: трудности установления и недостаточный опыт
социальных контактов с окружающими, определенная зависимость проявления
коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности,
компетентности
окружающего
социума,
трудности
эмоциональной
отзывчивости в общении, трудности освоения двигательного компонента
умений и навыков общения, взаимодействия, игровой деятельности,
пространственной организации для его поддержания. Особенности социальнокоммуникативного
развития
слабовидящих
детей
обусловлены
и
недостаточным запасом представлений и знаний об окружающей
действительности, недостаточной социализацией как механизма формирования
и функционирования личности. Слабовидящим детям свойственна общая
пассивность и сниженный психоэмоциональный тонус.
Особенностями познавательного развития слабовидящих дошкольников
выступают: суженый кругозор представлений, их низкое качество с позиции
14
оценивания полноты, дифференцированности, осмысленности, обобщенности
образов; малая познавательная активность; речь и уровень речевого развития
(его достаточность или недостаточность) оказывают выраженное влияние на
познавательную
деятельность,
ее
осмысленность,
целостность,
последовательность, логичность выбора и осуществления познавательных
действий; чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в
развитии и требуют специального (прямого и опосредованного)
педагогического сопровождения – развитие зрительных умений и навыков,
зрительного восприятия и представлений, активизация и совершенствование
способов
осязания,
обогащение
слухового
восприятия,
создание
востребованной слабовидящим ребенком особой предметной среды,
побуждающей его к зрительной сенсорно-перцептивной, познавательной
активности; практические умения и способы познавательной деятельности
формируются как способом подражания, так и посредством прямого обучения;
трудности целостного и полного отражения предметного мира в его
организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового,
освоение предметных (причинных, пространственных, логических) связей, что
требует от взрослых умелого использования словесных методов обучения и
воспитания
слабовидящих
дошкольников;
компенсация
трудностей
познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного
развития у слабовидящих дошкольников процессов памяти, мышления,
воображения, речи.
Особенностями речевого развития слабовидящих дошкольников
выступают: своеобразие и трудности развития чувственно-моторного
компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического
запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности
чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей
действительности осложняют развитие познавательной функции речи –
расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях
действительности и их отношениях; речи слабовидящего ребенка присуща
компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.
Особенностями физического развития слабовидящих детей выступают:
недостаточный уровень физического развития (в узком значении) –
несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность
грудной клетки) средневозрастным показателям, ослабленное здоровье и
недостаточная функциональная деятельность дыхательной, сердечнососудистой, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки,
недостаточное развитие мышечной системы, низкий уровень физических
качеств: ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости и др.;
15
бедный двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков,
своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание
невозможно), трудности и длительность формирования двигательных навыков
(особенно
двигательного
динамического
стереотипа),
неточность,
недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, малый
запас двигательных умений, трудности освоения игр большой подвижности;
трудности формирования навыков правильной ходьбы; выраженное снижение
двигательной
активности,
недостаточность
умений
и
навыков
пространственной ориентировки.
Особенностями художественно-эстетического развития выступают:
бедность эстетических переживаний и чувств, своеобразие и трудности
созерцания явлений природы, ее предметов и объектов, малый запас и бедный
опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты,
выразительности и особенностей форм, облика и др. предметов и объектов
действительности, трудности формирования представлений о созидательной,
художественной деятельности человека, трудности формирования понятий
«красивый», «безобразный».
Слабовидящие дошкольники, осваивая и развивая зрительный тип
восприятия, характерный для зрячих, имеют как особенности развития
процесса зрительного восприятия, так и особенности его протекания в
психической деятельности.
К особенностям развития зрительного восприятия при нарушениях зрения
следует отнести:
- медленный темп (в сравнении с нормально видящими сверстниками)
развития процесса зрительного восприятия;
- зависимость темпа развития от степени зрительной депривации;
- трудности развития механизмов зрительного восприятия: 2-го уровня
функционального механизма (функциональная деятельность высших отделов)
вследствие слабости 1-го уровня (зрительные функции); операционного и
мотивационного механизмов восприятия;
- объем и качество овладения сенсорными эталонами и их системами,
период становления перцептивных действий у детей с нарушением зрения не
совпадают с таковыми у нормально видящих. Степень и характер нарушения
зрения, выступая негативным фактором, обуславливают разную временную
характеристику длительности (растянутость), малый объем и низкое качество
составляющих операционный механизм восприятия;
- отставание и специфичность формирования представлений как образов
памяти: сенсорных, предметных, пространственных, социальных;
- неравномерность развития разных сторон зрительного восприятия,
16
обеспечивающих
ориентировочно-поисковую,
информационнопознавательную,
регулирующую
и
контролирующую
деятельность,
обусловленная характером нарушения зрения;
- бедность чувственного опыта;
- возникновение особых сенсорно-перцептивных потребностей;
- трудности и длительность развития свойств восприятия, их низкий
уровень и качество;
- несовершенство зрительных образов в условиях их спонтанного
формирования;
- выраженная
зависимость
развития
(успешность,
отставание)
зрительного восприятия от социальных факторов, прежде всего, от
коррекционно-педагогического сопровождения и его соответствия особым
сенсорным и образовательным потребностям ребенка с нарушением зрения.
Особенностями процесса зрительного восприятия у детей с нарушением
зрения выступают:
- низкие скорость и объем зрительного восприятия, их определенная
зависимость от степени слабовидения и/или структурной сложности объекта
восприятия;
- трудности формирования полного, точного, детализированного образа
восприятия, его осмысления и категоризации, особенно сложного по структуре
и пространственной ориентации;
- низкий уровень всех типов сенсорно-перцептивных действий (действий
идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования), что
снижает способность к тонкой и точной дифференциации воспринимаемого;
- преобладание сукцессивности над симультантностью построения
зрительного образа;
- потребность в актуализации кратковременной памяти при воссоздании и
оперировании зрительным образом;
- потребность в дополнительной мотивации к зрительной перцептивной
деятельности;
- успешность процесса восприятия (точность и быстрота опознания) от
оптико-физических характеристик объекта восприятия, условий, в которых
решается задача на зрительное восприятие;
- успешность процесса зрительного восприятия от психоэмоционального
состояния ребенка, обусловленного ситуацией решения задачи на зрительное
восприятие или сочетанными зрительной депривации нарушениями
психической деятельности.
Социализация слабовидящего ребенка зависит от ряда факторов:
- особенностей социальной среды и условий жизнедеятельности в семье,
17
ее воспитательного потенциала;
- адекватности отношения взрослого социума ребенка к нарушению
зрения, возможностям (реальным и потенциальным) и потребностям
(настоящим и будущим) слабовидящего дошкольника, той ролью, которая ему
отводится во взаимодействии, в познании;
- профессиональной поддержки семьи по вопросам развития и воспитания
слабовидящих детей;
- соответствия образовательной среды в ДОО особым образовательным
потребностям слабовидящего дошкольника в ее составляющих: сфера общения
(область межличностных отношений) в системе координат «взрослый –
слабовидящий ребенок», «слабовидящий ребенок – взрослый», сфера
организации и обеспечения освоения слабовидящим дошкольником различных
видов деятельности, сфера создания развивающей предметно-практической
среды;
- уровня
и
направленности
коррекционно-компенсаторного
сопровождения развития слабовидящего дошкольника.
К особым образовательным потребностям слабовидящих дошкольников
относятся потребности:
- в системном повышении функциональных возможностей детского
организма в условиях ОВЗ, целенаправленном поддержании его здоровья,
охране и развитии органов чувственного отражения в условиях слабовидения,
поддержании и повышении психоэмоционального тонуса, бодрости,
эмоционального благополучия;
- организованном сенсорном развитии, обогащении чувственного опыта
мировосприятия, целенаправленном развитии умений и навыков зрительной
сенсорно-перцептивной деятельности с освоением умений формирования
полимодальных и осмысленных зрительных образов картины мира;
- использовании
в
жизнедеятельности
оптической
коррекции,
максимально повышающей функциональные возможности нарушенного
зрения, а в познавательной деятельности – и современных тифлотехнических
средств, улучшающих качество оптофизических характеристик визуально
воспринимаемого материала;
- целенаправленной активизации и развитии ориентировочно-поисковой,
информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей роли
зрения в жизнедеятельности, актуализации деятельности сохранных сенсорных
систем и развитии компенсаторной функции речи, повышении роли памяти,
мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира;
- накапливании позитивного опыта, умений и навыков общения (субъектсубъектные отношения) с взрослыми и сверстниками с преодолением
18
трудностей социальной перцепции и практического взаимодействия с
партнером по общению в совместной деятельности, обусловленных
недостаточной ролью зрения в оценке происходящего, с развитием
коммуникативных умений и навыков;
- владении взрослым социумом средствами общения, учитывающими
трудности визуального отражения окружающего слабовидящими детьми;
- развитии умений и навыков взаимодействия со сверстниками в разных
видах деятельности;
- расширении опыта, освоении умений и навыков взаимодействия
с предметным миром, его познание c формированием адекватных образов,
развитием картины мира, освоением предметных связей (родовых, причинных,
структурных, пространственных, логических) в условиях суженой сенсорной
сферы;
- развитии объема движений с повышением двигательной активности,
освоением опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве,
опыта ходьбы с преодолением препятствий; развитии и при необходимости
коррекции двигательного умения и навыка правильной ходьбы с
формированием двигательного динамического стереотипа; формировании
двигательных умений и навыков методами и приемами, учитывающими
особенности освоения движений в условиях трудностей дистантного отражения
движений окружающих; развитии точности воспроизведения, ритмичности,
скоординированности, плавности освоенных движений; развитии зрительномоторной координации в системах «глаз-рука», «глаз-нога»;
- целенаправленном развитии предметно-практических умений и навыков
осуществления разных видов деятельностей (игровой, продуктивной,
познавательной, трудовой, двигательной с предметами) с обучением отдельным
действиям, способам захвата орудий действия, развитием зрительно-моторной
координации, регулирующей и контролирующей роли зрения в выполнении
практических действий, с актуализацией и развитием осязания как средства
компенсации трудностей зрительной ориентировки на микроплоскости в
условиях слабовидения;
- особой предметно-пространственной организации образовательного
пространства с обеспечением доступности (безбарьерная среда) слабовидящим
дошкольникам (с учетом степени слабовидения) самостоятельного и успешного
осваивания разных его сред;
- поддержании и развитии активности, самостоятельности в
образовательном пространстве в соответствии с возрастными и
типологическими особенностями, обусловленными нарушением зрения,
степенью слабовидения, с освоением опыта инициативности; развитии чувства
19
нового, познавательных интересов и любознательности;
- коррекционно-педагогическом
сопровождении
специалистом
становления зрительного восприятия с развитием зрительных адекватных
точных, полных, дифференцированных, целостных, обобщенных и
осмысленных образов восприятия окружающего, формирования представлений
как образов памяти (предметных, пространственных, сенсорных, социальных),
освоении умений и компенсаторных способов чувственного познания и
взаимодействия с окружающим миром, умений и навыков пространственной и
социально-бытовой ориентировки;
- расширении знаний, представлений, опыта практического освоения
социальных и предметно-пространственных сред жизнедеятельности человека.
Особенности развития и особые образовательные потребности
дошкольников с амблиопией и косоглазием.
У детей этой группы выражено становление зрительной системы как
доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально
видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности на
основе зрительного восприятия в соответствии с возрастными возможностями.
Причины появления зрительных расстройств в раннем и дошкольном возрасте
носят комплексный характер: имеет значительность наследственность,
характер роста и развития ребенка, состояние его здоровья, гигиенические
условия для зрения, аккомодационная нагрузка.
Зрительные возможности детей этой группы не определяются
слабовидением, т. к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой
зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0. Кроме
этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая
базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных
функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со
слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки. Основными
клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения
рефракции: гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм,
анизометропия, которые поддаются оптической коррекции; разные виды
косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное
сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее;
нарушение
бинокулярного
зрения
(монокулярное,
монокулярное
альтернирующее, одновременное зрение); амблиопии разных видов:
рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с
косоглазием разных степеней и другие варианты функционального
несовершенства зрительной системы. У дошкольников этой группы
20
выявляются разные степени аметропий: слабая (до 3,0) и средняя (от 3,0 до
6,0). Дети могут иметь разные степени амблиопии:
- слабая степень – острота зрения не ниже 0,4;
- средняя степень – острота зрения 0,3-0,2;
- высокая (тяжелая) степень – острота зрения 0,1-0,05;
- очень высокая (тяжелая) степень – острота зрения от 0,04 и ниже.
Для этой группы детей с нарушением зрения характерна положительная
динамика в улучшении функционального механизма зрительного восприятия
– ощутимое и наблюдаемое развитие базовых зрительных функций при моноили бинокулярном зрении вследствие лечебно-восстановительного процесса,
возрастного созревания зрительной системы и развития сохранных и
нарушенных функций зрения, стабилизации их показателей в условиях
системного и целенаправленного развития триединства механизмов
зрительного восприятия. Основное условие достижения такого эффекта –
единство лечебно-восстановительной работы (осуществляется в условиях
ДОО), коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и образовательной
деятельности специалистов с решением задач активизации зрения, зрительных
функций ребенка, повышения его зрительных умений и навыков, развития
зрительного восприятия.
Дети этой группы могут находиться на разных этапах лечения
амблиопии и косоглазия: на этапе плеоптического лечения – повышение
остроты зрения амблиопичного глаза, развитие моторного компонента зрения,
достижение ортофории; на этапе ортоптического лечения – развитие фузии,
восстановление
бинокулярных
механизмов;
на
этапе
развития
стереоскопического зрения, его механизмов.
Особенностью этой группы выступает и то, что значительная часть
детей получает окклюзионное лечение (в большинстве случаев –
«выключение» из акта видения благополучного глаза), в условиях которого
окружающее воспринимается ребенком амблиопичным глазом (амблиопия –
стойкое снижение остроты зрения), вследствие чего ребенок может
испытывать определенные, в том числе значительные, трудности в
использовании сниженного зрения в построении зрительных образов,в
зрительном контроле движений, действий.
У детей с функциональными расстройствами зрения на фоне разных
клинических форм (косоглазие, аметропии, амблиопии), разного характера
нарушения (монокулярное, одновременное, бинокулярное) имеют место быть
особенности развития и протекания зрительного восприятия, определенные
трудности пространственного видения, зрительно-моторной координации.
Однако, его уровень (темп развития, качество свойств и прежде всего скорость
21
и осмысленность) всегда выше, чем у слабовидящих дошкольников, что
связано с относительно высокими (от 0,5 до 1,0) показателями остроты зрения
«рабочего» глаза при амблиопии или лучше видящего глаза при аметропии (в
условиях оптической коррекции), что позволяет ребенку достаточно успешно
накапливать зрительный опыт c формированием достаточно точных
зрительных образов окружающего в раннем и дошкольном детстве, опираться
и использовать его в условиях окклюзии хорошо видящего глаза.
Характерным для этой группы детей выступает и то, что часто
зрительные расстройства подобного вида возникают и проявляются на фоне
общего раннего (во внутриутробный и/или пренатальный периоды) поражения
детского
организма,
проявляющегося
полисистемной
хронической
патологией: функциональное снижение зрения, функциональные нарушения
костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболевания ЦНС,
речевые нарушения.
Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уровню развития свойственны
возрастные
характеристики,
однако,
выявляются
и
особенности
психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным
негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей
типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне
зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что
связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления,
самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др.
происходят на суженной сенсорной основе. Дошкольники с ФРЗ наряду с
общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные
достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.
Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с ФРЗ
выступает степень соответствия общего темпа развития ребенка с ФРЗ с
темпом развития нормально видящих сверстников. Детям этой группы
свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое
отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может
проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами
дошкольников:
- умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности –
отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон;
- в двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и
навыков, их объема и качества;
- в познавательной сфере – недостаточный темп и объем формирования
зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в
22
освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их
интериоризации;
- освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит
замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об
окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметнообъектным миром, снижением общей и двигательной активностей,
трудностями развития зрительно-моторной координации и др.
Для детей характерен ряд особенностей личностного развития.
Возможность появления и развития вторичных отклонений (нарушений)
в структурных компонентах (интегративных психических и психологических
образованиях) личности. Выявляются три группы образований по степени
риска возникновения в них вторичных нарушений в дошкольном возрасте у
детей с нарушением зрения.
Личностные образования с высокой степенью риска появления и
развития вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной,
т. е. адекватной потребностям и возможностям ребенка с нарушением зрения
социальной среды: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мнемические
(представления как образы памяти), коммуникативные. Нарушение зрения
обуславливает возможность развития у дошкольников вторичных нарушений
типа:
- бедность чувственного опыта;
- недостаточный запас и несовершенные зрительные образы-памяти
(образы предметов и явлений окружающего мира, экспрессивные образы
эмоций, образы сенсорных эталонов, движений и действий);
- недостаточность осмысленности чувственного отражения;
- отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических
качеств, координации, зрительно-моторной координации, недостаточное
развитие психической структуры «схема тела»;
- недостаточный запас, неточность предметно-практических умений;
- недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.
Личностные образования с риском возможного развития вторичных
нарушений, что обусловлено бедностью чувственного опыта вследствие
зрительной депривации и слабости социальной среды, игнорирующей
потребности (настоящие и будущие) ребенка, обусловленные нарушением
зрения: мотивационные, аффективные, темпераментные, регуляторные,
интеллектуальные, рефлексивные. Неадекватная позиция взрослых к
личностным потребностям ребенка с нарушением зрения может привести к
появлению таких вторичных нарушений, как:
23
- определенная
пассивность
к
новому,
нерешительность,
недостаточность познавательных интересов и активности, любознательности,
мимики, жестов, пантомимики;
- трудность развития зрительно-моторных образований, неточность
движений;
- недостаточность опыта саморегуляции движений, действий;
- недостаточное развитие наглядно-образных форм мышления;
- определенные трудности развития образа «Я».
Личностные образования, для которых риск развития вторичных
нарушений вследствие нарушения зрения практически отсутствует:
креативные и нравственные интегративные психические образования,
становление и развитие которых определяются социальными факторами и не
находятся в действии прямого негативного влияния зрительной депривации. К
развитию пассивной личности с нереализованным эмоционально-волевым
потенциалом (бедный опыт волевого поведения) приводит неадекватная
позиция взрослого социума к возможностям и потребностям ребенка с
нарушением зрения, проявляющаяся в негативных стилях воспитания, прежде
всего, по данным тифлологии – гиперопека ребенка с нарушением зрения.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
дошкольников с нарушениями зрения.
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной
интеграции обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно успешными без
постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья
должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить
непрерывность коррекционно-восстановительного процесса. Родители
(законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у
обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать
изготавливать пособия для работы в Организации и дома. Домашние задания,
предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем
для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит
необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс
восстановления нарушенных функций у обучающихся.
1. Цель взаимодействия педагогического коллектива с семьей обучающегося
с нарушениями зрения: формирование у родителей (законных
представителей) обучающегося адекватного отношения к его настоящим и
будущим возможностям и потребностям с повышением роли семьи в
физическом развитии и социализации дошкольника с нарушениями зрения.
2. Известно, что детско-родительские отношения в семьях обучающихся с
24
нарушениями зрения детерминируются отношением родителей (законных
представителей) к слепоте или слабовидению ребенка. Родители (законные
представители) могут занимать разные позиции:
-принимать ребенка таким, какой он есть;
-принимать факт нарушения зрения как суровую реальность;
-игнорировать (не принимать) факта нарушения зрения.
3. Неадекватная позиция родителей (законных представителей) к
возможностям и потребностям ребенка с нарушениями зрения проявляется в
неблагоприятных для его личностного роста стилях семейного воспитания:
гиперопека или гипоопека выступают тормозом его развития.
4. Взаимодействие педагогического коллектива, отдельных специалистов с
семьей ребенка с нарушениями зрения должно предполагать развитие
родителями (законными представителями) позитивных представлений о его
личностных достижениях в освоении содержания образования в пяти
образовательных областях, в преодолении трудностей развития,
обусловленных негативным влиянием отсутствующего или нарушенного
зрения. На уровне формального взаимодействия это может быть привлечение
родителей (законных представителей) к участию в роли наблюдателей
непосредственно образовательной деятельности, коррекционно-развивающей
деятельности с последующим обсуждением позитивных проявлений их
ребенка, условий, обеспечивающих его достижения.
5. На уровне активного взаимодействия с постановкой цели и достижения
результатов это может быть сотрудничество и партнерство с семьей по
созданию условий проявления у ребенка способностей, одаренности,
например, вовлечение родителей (законных представителей) в разработку и
реализацию конкурсов (детских, детско-родительских), детских досуговых
мероприятий с приложением семьей усилий к особой подготовке своего
ребенка с нарушениями зрения как их участника.
6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей с целью
формирования у родителей (законных представителей) адекватного
отношения к возможностям и потребностям их ребенка с нарушениями
зрения предполагает также развитие (повышение) ею когнитивного
компонента воспитательного потенциала. Различные формы и виды
взаимодействия с семьей (тематические собрания и консультации,
индивидуальные беседы, привлечение родителей (законных представителей)
в качестве консультантов других семей, проведение мультимедийных
презентаций,
создание
Организацией
для
родителей
(законных
представителей) информационно-методического ресурса) должны помочь
родителям (законным представителям) в расширении знаний по вопросам
25
особенностей развития и воспитания обучающихся с нарушениями зрения,
освоения умений в области организации развивающей среды для ребенка с
нарушениями зрения в домашних условиях, в области подходов к адаптации
ребенка в новых для него социально-предметных средах.
7. Достижение результатов в приоритетных направлениях деятельности
Организации, определенных адаптированной программой, требует
расширения границ образовательной среды ребенка с нарушениями зрения, в
том числе посредством взаимодействия педагогических работников,
специалистов с семьями обучающихся. Взаимодействие педагогического
коллектива с родителями (законными представителями) ребенка с
нарушениями зрения должно быть направлено на повышение воспитательной
активности семьи, во-первых, в вопросах его физического развития,
укрепления здоровья, совершенствования функциональных возможностей
детского здоровья, в освоении умений по организации двигательной
деятельности, осуществляемой в условиях суженной сенсорной сферы. Вовторых, важно взаимодействовать с семьей с целью принятия ею позиции
ведущей роли в развитии представлений о социальной жизни человека,
природных явлениях, широкого социального опыта ребенка с нарушениями
зрения.
8. Содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся по приоритетным направлениям деятельности Организации
можно объединить общей тематикой, например "Формирование основ
здорового образа жизни ребенка в семье". Такая тематика для
взаимодействия с родителями (законными представителями) многоаспектна,
широко затрагивает вопросы физического и социального развития
дошкольника с нарушениями зрения. Организация создает информационнометодический ресурс, включающий: обучающие программы для родителей
(законных представителей), интернет-ресурсы для родителей (законных
представителей), методические разработки, информационные листы для
родителей
(законных
представителей),
технологии
практикоориентированного взаимодействия специалистов с родителями (законными
представителями). Важно развитие уровня взаимодействия педагогических
работников и семьи: от возможного стремления родителей (законных
представителей) избегать контактов с педагогическими работниками или от
уровня их формального взаимодействия к активному взаимодействию с
постановкой цели и достижения результатов через сотрудничество и
партнерство в социализации ребенка с нарушениями зрения, повышении его
мобильности,
укреплении
здоровья
(физического,
соматического,
психического).
26
Формы взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников.
Таблица № 2
Информационно-аналитические формы.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения
сродителями являются сбор, обработка и использование данных о семье
каждоговоспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них
необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о
запросах, интересах ипотребностях родителей в психолого-педагогической
информации. Только нааналитической основе возможно осуществление
индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях
дошкольного
учреждения,
повышениеэффективности
воспитательнообразовательной работы с детьми и построение грамотногообщения с их
родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно
отнестианкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.
Анкетирование
Используется с целью изучения семьи,
выясненияобразовательных
потребностей
родителей,
установления контакта с ее
членами, для согласования воспитательных
воздействий на ребенка
Опрос
Метод
сбора
первичной
информации,
основанный нанепосредственном (беседа,
интервью) или опосредованном (анкета)
социально-психологическом
взаимодействииисследователя
и
опрашиваемого. Источником информациив
данном случае служит словесное или
письменноесуждение человека.
Интервью и беседа
Позволяют получить исследователю ту
информацию, которая заложена в словесных
сообщенияхопрашиваемых. Это, с одной
стороны,
позволяет
изучатьмотивы
поведения, намерения, мнения и т.п. (все то,
чтонеподвластно
изучению
другими
методами), с другой –делает эту группу
методов
субъективной
(не
случайно
унекоторых социологов существует мнение,
что даже самаясовершенная методика опроса
никогда не можетгарантировать полной
достоверности информации).
Познавательные формы.
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру
родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на
воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные
формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями
27
возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и
приемами воспитания для формирования их практических.
Практикум
Форма выработки у родителей педагогических
умений повоспитанию детей, эффективному
решению
возникающихпедагогических
ситуаций,
своеобразная
тренировкапедагогического
мышления
родителей-воспитателей.
Лекция
Форма
психолого-педагогического
просвещения, раскрывающая сущность той
или иной проблемывоспитания
Круглый стол
Особенность этой формы состоит в том, что
участники обмениваются мнением друг с
другом при полном равноправии каждого.
Дискуссия.
Обмен мнениями по проблемам воспитания.
Это одна изинтересных для родителей форм
повышения уровняпедагогической культуры,
позволяющая включить их вобсуждение
актуальных
проблем,
способствующаяформированию
умения
всесторонне анализировать фактыи явления,
опираясь
на
накопленный
опыт,
стимулирующий активное педагогическое
мышление.
Дебаты
Обсуждение
в
форме
заранее
подготовленных
выступлений
противостоящих соперничающих
сторон
представителей.
Педагогический совет с участием
родителей.
Главной целью совета является привлечение
родителей кактивному осмыслению проблем
воспитания ребенка всемье на основе учета
его индивидуальных потребностей
Родительская конференция
Служит повышению педагогической
культуры родителей; ценность этого вида
работы в том, что в ней участвуют не только
родители, но и общественность.
Общие родительские собрания.
Главной целью собрания является
координация действийродительской
общественности и педагогическогоколлектива
по вопросам образования, воспитания,
оздоровления и развития детей.
Групповыеродительскиесобрания. Действенная форма взаимодействия
воспитателей сколлективом родителей, форма
28
организованногоознакомления их с задачами,
содержанием и методамивоспитания детей
определенного возраста в условияхдетского
сада и семьи.
Вечеравопросовиответов.
Позволяют родителям уточнить вои
педагогическиезнания, применить их на
практике, узнать о чем-либоновом, пополнить
свои знания, обсудить некоторыепроблемы
развития детей
Родительские вечера
Прекрасно сплачивают родительский
коллектив; этопраздники общения с
родителями друга своего ребенка, это
праздники воспоминаний младенчества и
детствасобственного ребенка, это поиск
ответов на вопросы, которые перед
родителями ставит жизнь и
собственныйребенок.
Родительские чтения
Дают возможность родителям не только
слушать лекциипедагогов, но и изучать
литературу по проблеме иучаствовать в ее
обсуждении.
Родительский тренинг.
Активная форма взаимодействия с
родителями, которыехотят изменить свое
отношение к поведению ивзаимодействию с
собственным ребенком, сделать егоболее
открытым и доверительным.
Педагогическая беседа.
Обмен мнениями по вопросам воспитания и
достижениеединой точки зрения по этим
вопросам, оказаниеродителям своевременной
помощи.
Семейная гостиная.
Проводится с целью сплочения родителей и
детскогоколлектива, тем самым
оптимизируются детско -родительские
отношения; помогает по-новому
раскрытьвнутренний мир детей, улучшить
эмоциональный контактмежду родителями и
детьми
Клубы для родителей.
Предполагают установление между
педагогами иродителями доверительных
отношений, способствуютосознанию
педагогами значимости семьи в
воспитанииребенка, а родителями – что
педагоги имеют возможностьоказать им
29
помощь в решении возникающих
трудностейвоспитания.
Дни добрых дел.
Дни добровольной посильной помощи
родителей группе, МБДОУ (ремонт игрушек,
мебели, группы), помощь всоздании
развивающей предметнопространственнойсреды. Такая форма
позволяет налаживать атмосферутеплых,
доброжелательных взаимоотношений
междупедагогами и родителями
День открытых дверей.
Дает возможность познакомить родителей с
МБДОУ, еготрадициями, правилами,
особенностями образовательнойработы,
заинтересовать ею и привлечь их к участию
Эпизодические посещения.
Предполагают постановку конкретных
педагогическихзадач перед родителями:
наблюдение за играми, НОД, поведением
ребенка, его взаимоотношениями
сосверстниками, а также за деятельностью
педагога иознакомление с режимом жизни
детского сада; уродителей появляется
возможность увидеть своегоребенка в
обстановке, отличной от домашней
Исследовательско-проектные,
В процессе этих игр участники не просто
ролевые, имитационныеи деловые впитываютопределенные
знания,
а
игры.
конструируют новую модельотношений; в
процессе обсуждения участники игры с
помощью
специалистов
пытаются
проанализироватьситуацию со всех сторон и
найти приемлемое решение.
Досуговые формы.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми.
Праздники, концерты,
Помогают создать эмоциональный комфорт в
соревнования
группе, сблизить участников педагогического
процесса
Выставкиработродителей идетей, Демонстрируют результаты совместной
семейныевернисажи
деятельностиродителей и детей.
Совместныепоходы иэкскурсии
Укрепляют детско-родительские отношения.
Письменные формы.
Неформальные записки
Воспитатели посылают с ребенком короткие
запискидомой, чтобы информировать семью о
новом достиженииребенка или о только что
30
освоенном навыке, поблагодарить семью за
оказанную помощь; в них могутбыть записи
детской
речи
интересные
высказыванияребенка; семьи также могут
посылать в МБДОУ записки выражающие
благодарность или содержащие просьбы.
Еженедельные записки
Записки,
адресованные
непосредственно
родителям, сообщают семье о здоровье,
настроении, поведенииребенка в МБДОУ, о
его любимых занятиях и другуюинформацию
Личные блокноты.
Могут каждый день курсировать между
детским садом исемьей, чтобы делиться
информацией о том, чтопроисходит дома и в
детском
саду;
семьи
могут
извещатьвоспитателей о таких семейных
событиях, как днирождения, новая работа,
поездки, гости.
Наглядно-информационные формы.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления
родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях
дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть
деятельность воспитателя.
Информационноознакомительные
Информационно-просветитель
ские
Направлены на ознакомление родителей с
дошкольнымучреждением, особенностями его
работы, с педагогами, занимающимися
воспитанием детей, через сайт вИнтернете,
«Летопись
МБДОУ»,
фотовыставки,
информационные проспекты, видеофильмы,
рекламныебуклеты для родителей.
Направлены на обогащение знаний родителей
об особенностях развития и воспитания детей
дошкольного
возраста;
их
специфика
заключается в том, что общение педагогов с
родителями
здесь
не
прямое,
а
опосредованное
–
через
газеты,
организациютематических
выставок;
информационные
стенды;
записивидеофрагментов
организации
различных видовдеятельности, режимных
моментов; фотографии, выставки детских
работ, ширмы, папки-передвижки.
31
Содержание взаимодействия с семьями воспитанников в части,
формируемой участниками образовательных отношений также отражено в
Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек».
Воспитание активной гражданской позиции, любви к своей Родине и
формирование положительных этнических взаимоотношений между детьми
желательно начинать с дошкольного возраста, а именно – начинать с
воспитания любви и уважения к своей семье, близким людям, соседям,
осознания чувства гордости за свою семью, город (село), малую родину,
страну, с привития культуры межличностных отношений.
Именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на
его развитие как гражданина своей страны и его межличностных
взаимоотношений с другими детьми в частности. Поэтому необходимо
разработать и применять эффективные формы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьей с учетом региональных особенностей
Крыма.
Как правило, в каждой группе дошкольного учреждения есть дети
разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это
общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их
воспитания и развития родительское общение должно стать насыщенным,
доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны
воспитатели.
Для того чтобы взаимодействие с родителями было плодотворным,
необходимо, прежде всего, провести социологические исследования (опросы,
анкетирование, тестирование и т. д.) для определения направлений этой
работы. Следующим этапом будет выбор форм работы с семьями.
Это могут быть:
-клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители,
например,
«Давайте
познакомимся»,
«Наш
детский
сад
–
многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных
семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан Крыма,
России», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях»,
«Национальные обычаи и традиции», «Наши фотоальбомы», «Литература
крымских авторов для детей»;
-дни открытых дверей в национальных группах;
-дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в
рамках которых родители получают или пополняют знания о традициях,
обычаях , культуре людей, живущих в Крыму;
32
-вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, могут
быть расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и
организации таких мероприятий родители могут принимать самое
непосредственное и активное участие. Тематика таких мероприятий может
быть разнообразной: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник»,
«Национальная кухня», «Празднование дней рождений», «Живем в мире и
согласии», «Язык соседей» и др.;
-организация работы музеев, комнат, уголков по патриотическому
воспитанию, народоведению, краеведению, этнографии;
-организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами
(с привлечением членов семей);
-пошив национальных костюмов к праздничным мероприятиям;
-информационные бюллетени, которые готовят воспитатели для родителей,
должны содержать интересный познавательный материал, например, «Имена
наших детей», «Знакомимся с семьей...», «Бабушки и дедушки наших детей»,
«Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;
-встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети – дружат семьи».
На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе
встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и
детей.
33