Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Керчи Республики Крым « Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ групповых помещений, кабинетов специалистов, музыкальноспортивного зала в МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко». Особенности организации коррекционно-развивающей среды Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психологопедагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Основополагающими принципами организации развивающей среды комбинированного вида МБДОУ № 46 «Солнышко» являются превентивная роль коррекционно-развивающей среды и пропедевтическая направленность коррекционно – развивающей среды. Важнейшим принципом организации коррекционно-развивающей среды является ее превентивная (предупредительная) направленность, которая призвана решать задачи опережающего характера для предупреждения появления вторичных отклонений в психофизическом развитии детей. Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формирования социально-адаптивных способов действий, знаний, навыков и умений. В МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» при организации коррекционно – развивающей среды учитывается структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладения и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно – 1 развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого – педагогических средств коррекции., т.е созданы условия для взаимосвязи коррекционно – компенсаторной и лечебно – восстановительной работы: Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажерами Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников Цель создания развивающей среды в МБДОУ № 46 «Солнышко» — обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и нарушении зрения, совершенствованию структуры детской личности. Ценностным ориентиром для педагога МБДОУ № 46 «Солнышко» в предметно – развивающей среде является содействие развитию ребенка как личности. Это предполагает: обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования; формирование начал личности, развитие индивидуальности каждого ребенка. В групповых комнатах ДОУ № 46 обязательно выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, программными требованиями и принципами построения предметно-развивающей среды. Пространство включает в себя 5 центров в соответствии направлений ФГОС ДО: Цель каждого воспитателя – обогащать игровой опыт каждого ребёнка, что оказывает благотворное влияние на развитие его личности. Группы оснащены богатым игровым материалом: куклы крупные и средние, пупсы, наборы чайной и кухонной посуды, кукольные коляски, Социально – коммуникативное кукольная мебель, машинки. Воспитатели способствуют развитию у детей различных форм игры: игры с правилами, игры – драматизации, способствуют развитие началу режиссерской игры. Настольно-печатные игры домино, лото разнообразны по своей тематике. Для организации творческой игры воспитателями оформлены приобретены игровые модули: сюжетно-ролевые игры и «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Школа», «Ателье», «Журналисты», «Ремонтная 2 Речевое развитие Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие мастерская», «Военные», «Аптека», «Почта», «Космонавты» и др. В групповых помещениях оформлены речевые уголки, с подбором картинок на составление рассказов и на звуки, схемы составления предложений и предлогов, подборка дидактических игр на развитие фонематического слуха и восприятия, пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры и упражнения, игры на развитие мелкой моторики, подборка стихов, загадок и потешек, зеркала на подгруппу детей. На каждой группе оформлен книжный уголок с содержанием детской литературы и портретов писателей. Воспитатели приобщают детей к культуре чтения художественной литературы: читают детям книги, организуют совместное прослушивание звукозаписей, беседуют о прочитанном дома, организуют выставки в книжном уголке. В каждой группе созданы уголки: коррекционный и физкультурный, где имеется нетрадиционное оборудование для профилактики нарушений зрения, множество коррекционных пособий, игр, тактильных книг; разнообразных атрибутов для профилактики осанки, плоскостопия, атрибуты для подвижных игр, игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания и т.п.), с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, мешочки с песком, дартс, «летающее блюдце» и т.д.). Педагоги создают условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру, через ознакомление с искусством: картины, альбомы, предметы народного декоративно – прикладного искусства, скульптуры, портреты художников. Оснащены зоны по изодеятельности: салфетки, кисти, карандаши, альбомы, краски и гуашь, пластилин и глина, стеки, доска для оформления выставок, бумага различной фактуры, ножницы, белый и цветной картон, природный и бросовый материал, карандаши, фломастеры, восковые мелки, сангина, угольный карандаш, ватные палочки и поролон и т.д. Педагоги предоставляют в пользование детей разнообразный природный материал: семена, шишки, орешки, листья, хвойные иголки, песок – всё то, что так щедро представляет нам природа. В удобном и освещенном месте у воспитанников есть возможность заниматься самостоятельным творчеством. Воспитатели вовлекают детей в коллективные формы творческой деятельности (создание панно, декораций). Работами воспитанников оформляются приемные групп и холл учреждения. В каждой группе есть уголки конструирования, в которых находятся различные конструкторы, мелкий и крупный строительный материал, комплект больших и мягких модулей. Педагоги знакомят детей в соответствии с их возрастными возможностями со свойствами деталей и способами соединения в разных конструкциях, используя различный строительный материал (напольный – крупный, «Лего», деревянный, металлический). Воспитанники создают конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, чертежам и моделям. Известно, что важным побудителем творчества является разнообразие, и привлекательность используемого материала, этому способствует мелкий игровой материал (человечки, мелкие машинки и животные и др.) При организации игры «Архитекторы» старшие дошкольники учатся различать геометрические и архитектурные формы: куб, призма, цилиндр, конус, арка, колонна. Разнообразные дидактические пособия по математике помогают ребёнку проанализировать объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения и отличия. Педагоги, используя различный наглядный и раздаточный 3 Познавательное развитие материал, пособия знакомят детей с цифрами, знаками действий для решения задач, с частью и целым, единицами измерения: длины (сантиметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), объема (литр), денежными единицами. В соответствии с программными задачами воспитанники ориентируются во времени, в прямом, обратном и порядковом счете, в пространственных представлениях. Педагоги учат дошкольников использовать условную мерку, тем самым, развивая представления о способах измерения количества, длины, ширины, высоты, объема и массы. Развивая мыслительную деятельность, воспитатели используют интеллектуальные игры (ребусы, шарады, головоломки, шашки, шахматы). Для закрепления пройденного на занятиях предметно – развивающая среда оснащена следующим материалом: дидактический стол, пирамидки, стержни для нанизывания, грибочки – втулки, доски вкладыши, набор объёмных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары), разнообразная мозаика разной формы и цвета, чудесный мешочек, наборы кубиков, емкости с крышками разного размера, рамки с одним видом застежки, (шнуровка, пуговицы, кнопки), набор для забивания: молоточек с втулочками, набор шумовых коробочек (по Монтессори), набор плоскостных геометрических фигур, наборы для сериации по величине, часы настенные с крупным циферблатом и стрелками, счеты, логические игры: «Танграм», «Лабиринты», «Колумбово яйцо», «Уникуб», песочные часы, линейки, набор карточек с цифрами. Вся предметно – развивающая среда на группе знакомит дошкольников с разнообразием окружающего мира. Эффективным в работе с детьми является использование тематических наборов: «Животные с детенышами», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Предметы обихода», «Игрушки», «Экосистемы», «Климатические зоны», «Рыбы», «Родной город», «Бытовые приборы», «Пресмыкающиеся», «Разные национальности», «Древние люди», «Российская армия», «Символика России», «Российские праздники» «Деревья», «Цветы», «Времена года», «Дорожные знаки и светофор», макетов «Космос и Солнечная система» и микрорайона, географической карты и глобуса, муляжей: грибов, фруктов и овощей, коллекций ткани и древесины, разнообразных гербариев и др. Организуя опытническую и исследовательскую деятельность с воспитанниками, педагоги знакомят их с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость и т.д. Для этого в групповом помещении оснащено место для игр с водой и элементарного детского экспериментирования: имеются наборы мерных стаканов, микроскопы, колбы, лупа, тазики, природный и бросовый материал, бутылочки, воронки, мерные ложки, поролоновые губки, весы, пластмассовые и резиновые игрушки. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания. Внимание уделяется окружающей ребенка среде: природной уголок, с наличием комнатных растений, огорода на окне. На территории дошкольного учреждения организуется разные формы работы с детьми на огороде, теплице и парнике, цветнике. С лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу, у детей есть возможность познакомиться на экологической тропе и в уголке леса. Воспитатели подбирают оборудование для труда, который соответствует возможностям детей. Наш подобранный инвентарь имеет привлекательный вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагать его к деятельности, 4 вызывающий желание трудится. Для этого в группе и на участке организовано место для хранения трудового инвентаря: тазики, фартуки (хлопчатобумажные и клеенчатые), опрыскиватель, тряпочки, лейки, совок и щетка, совочки, лопатки для уборки снега, грабли для уборки листьев, палочки для рыхления, метелки, носилки с бортиками, движок, тачки, ящики для перевозки снега. Особенности развивающей предметно- развивающей среды в группах для детей с ОВЗ Виды детской деятельности 1.Тифлопедагоги ческие средства 2.Развитие слухового внимания. 3.Развитие мышления, зрительного внимания, памяти. 4.Развитие пространственно й ориентировки. Наполнение предметно – развивающей среды Лупы разного диаметра и силы, бинокли, подзорные трубы натурального размера и детские. Различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушкипищалки, гармошка и т. П. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т. П.). Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов. Картотека игр на развитие слухового внимания. Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 части и более); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей). «Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши. Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки. «Чудесный мешочек». Кубики Кооса, танграм. «Зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте. Различные игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др. Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей. Различные классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение. Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т. П.). Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т. Д.). Игры типа «Дом» (Кто где живет ? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т. Д.), «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица). Карточки с изображением лабиринтов. Макет улицы с движущимся в различных направлениях транспортом. Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах. Картинки с изображением предметов, движущихся в различных 5 5.Развитие ориентировки во времени. 6.Развитие общей двигательной и зрительнопространственной активности. 7.Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность) направлениях по отношению к зрителям. Карточки — символы пространственных предлогов. Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради. Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу). Картотека игр на пространственное ориентирование. Картины – пейзажи разных времен года. Календарь погоды по месяцам. Расписание занятий по дням недели в картинках. «Вчера, сегодня, завтра» — порядок дежурства детей в картинках или цифрах. Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь. Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток. «Окно в природу» — настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года. Картинки для отработки понятий старше — младше. Работа с карточками, расположенными в пространстве комнаты (на стенах, потолке, слева, справа, наверху, внизу), с мелкими силуэтными изображениями предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур (1,5—3 см). Использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, «бегают» глазами (на листе ватмана размером 0,6x2 м — линии шириной 1 см, образующие цветные фигуры: овал, волну и др., причудливо перекрещивающиеся линии разного цвета; плакат размещается выше уровня глаз в любом месте — над доской, на боковой стене и даже на потолке). Игры в «веселых человечков», изображающих выполнение различных гимнастических упражнений: в процессе игры дети рассматривают человечка и повторяют его движения. Мимические и артикуляционные упражнения: рассматривая картинки с изображением лиц клоунов (улыбающегося, грустного, испуганного и др.), фотографии лиц, на которых показаны те или иные движения артикуляционного аппарата, дети копируют и называют их. Рассматривание подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов (флажков, лент, нитей, снежинок, птичек, бумажных цветов и др.). Периодическое рассматривание заоконного пейзажа и разноудаленных от глаз предметов за окном. Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности). Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т. П.). Парные картинки. Муляжи овощей, фруктов. Игрушечная посуда, мебель. Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины. Счетные палочки для выкладывания фигур. Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные). Кубики 2—3 цветов для заданий «Поиск закономерностей». 6 8.Развитие мелкой моторики. 9.Развитие речевого дыхания, словарная работа, грамматический строй речи Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы. Различные дидактические игры типа «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?». «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету», фигуры Поппель-Вейтера (пособие С. Д. Забрамной). Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов. Картотека игр на развитие восприятия. Счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные палочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, пинг-понговый мячик для отстреливания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и т. П. Пальчиковый, перчаточный театр./ Принадлежности для вышивания, вязания, плетения. Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук. Таблицы — иллюстрации этих упражнений. Материалы для развития графических навыков детей. (вес и величина предметов, которые перемещаются воздушной струей изо рта, постепенно меняются). Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек, «свечей», Надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри. Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.). Флакончики из-под духов. Фитоколлекция (в баночках различные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе и др.). Игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загони мяч в ворота», «Надуй паруса» и т. Д. Картотека игр на развитие речевого дыхания. Тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с предметами ближайшего окружения). Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь). Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам. Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие). Картинки-иллюстрации: -различных признаков предметов (цвет, форма, величина, протяженность); -слов-антонимов. Речевые задания для формирования навыков словообразования (суффиксального и префиксального): -с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок, белый — беленький); - с использованием, «увеличительного» суффикса (ноги — , ножищи); -образование названий детенышей животных (котенок, котята); -образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный); 7 -образование притяжательных прилагательных (утка —утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки); -сложные слова (игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями: самолет, паровоз, снегопад и т.д.); -приставочные глаголы (картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка — два дерева и др.); -образование названий профессий; -многозначные слова; -подбор однокоренных слов. Картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразование (игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и т. П.). Карточки — символы игровых словарных упражнений. Различные фигурные классификаторы: ваза (цветы), корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, детеныши животных, игрушки), клумба (цветы), большая ветка (птицы, фрукты) и т. Д. Набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов. Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов). Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов. Подборка игрового, картинного материала для упражнений в согласовании: -имен прилагательных с именами существительными; -имен существительных с именами числительными; -притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои). Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений. Различные настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений. 10. Подготовка к обучению грамоте. Разрезные азбуки. Русский алфавит (таблица). Наборы букв и слогов, касса для них (демонстрационные). Кассы букв (индивидуальные). Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению. Слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные). Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др. Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты). Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения. Карточки — слова с пропущенными буквами, слогами. Карточки для буквенного анализа слов. «Азбука» (книга для обучения чтению дошкольников). Букварь для вспомогательной школы (В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина). Образцы букв из наждачной бумаги и другого материала. Магнитная азбука. Карточки — названия различных предметов в групповой комнате. Тетради и простые карандаши для «печатания» букв, слогов, слов, предложений. Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.). 8 Картотека физкультминуток, веселых стихов, пословиц и поговорок, связанных с «Веселой грамматикой» и «Занимательным азбуковедением». 11. Развитие физических качеств Цилиндрические, конусовидные и шарообразные звучащие каталки, большие тележки с высокими бортами, коляски, мячи, , надувные кольца, вожжи с бубенцами, мячи разных размеров, кегли, автомобили, двух- ,трех- и четырехколесные велосипеды, шары, санки, надувные бревна, круги, образные игрушки среднего и крупного размеров для игр на воде, булавы, атрибуты (флажки, шапочки). Санки, лыжи, бадминтон, серсо, городки. 12. Развитие музыкальных способностей Погремушки с колокольчиками и бубенчиками, музыкальные шкатулки, неваляшки с музыкальным устройством, барабаны, бубны, треугольники, колокольчики, бубенчики, кларнет, металлофон, музыкальные органчики, шкатулки-шарманки, книжки с фиксированной мелодией, гармоника, игрушечное пианино. 13. Чтение художественной литературы, театрализация Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования (типа «Гуси-гуси…»). Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр. Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания. Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов. Фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рассказывания и демонстрации героев и их действий. Серии сюжетных картинок для составления рассказов. Карточки-символы для выделения частей рассказа (начало, середина, конец). Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов. Игровой материал для драматизации. Различные виды театров. Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования. Книжки-малютки с текстами для пересказов. Детская художественная литература. Различные настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»). Речевые логические задачи. Таблица знаков препинания для знакомства и работы над интонацией вопросительного, восклицательного, побудительного и повествовательного предложения. 14. Игровая деятельность. «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», — отмечал Д. Б. Эльконин. При создании предметно-игровой среды в группе следует учитывать требования деятельностного подхода к развитию речи детей. Как для любой деятельности, для речи, общения нужен мотив. Так, например, по наблюдениям педагогов, если игрушки, пособия разместить выше досягаемости, это поставит ребен9А перед необходимостью, чтобы получить их, обратиться с просьбой к взрослому. Иными словами, у ребенка возникнет мотив речевой деятельности. В предметно-игровой среде логопедической группы по сравнению с общеобразовательными должны быть более широко представлены: 9 подборка игр с правилами; картотека игр с речевым сопровождением; игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская»); игры-мозаики и конструкторы. Во всех группах создана необходимая предметно-развивающая среда для удовлетворения всех потребностей детей. В группах соблюдаются гигиенические нормы и правила по подбору и размещению мебели, для того чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность. В группах созданы условия для гигиенических процедур (правильно оборудованное помещение умывальника; наличие поддона для мытья ног; содержание в порядке полотенец, их маркировка; наличие стаканчиков для полоскания рта; наличие у каждого ребенка индивидуальной расчески) находятся на высоком уровне. Условия для проведения закаливания (массажные коврики, массажные рукавички для самомассажа, тазы для топтания в прохладной воде, ведра для контрастного обливания ног, градусник для воды и другое оборудование) удовлетворительные. Воспитатели всех групп строго соблюдают нормы посадки детей за рабочими столами в соответствии со зрительным диагнозом и остротой зрения, ростом ребенка. Во всех компенсирующих группах МБДОУ № 46 «Солнышко» соблюдаются требования к освещению: максимально используется дневной свет, направление основного потока справа, спереди и сзади не допускается, яркости в поле зрения воспитанников нормированы, в групповых помещениях установлены темно-зеленые доски для избегания резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены; окна не заслонены цветами. 100% воспитателей владеют приемами зрительной гимнастики и используют ее компенсирующих элементы групп в течение соблюдают дня. частоту Воспитатели смены всех окклюдоров выполняют в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Все воспитатели знают основные положения и владеют программами воспитания и обучения детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения, умеют активизировать сохранные 10 анализаторы, а также умеют организовывать специальные игры коррекционной направленности для развития у детей с нарушением зрения и полисенсорного восприятия. Для реализации целей Основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ№ 46 «Солнышко» созданы оптимальные материально- технические условия. Кабинеты, залы Методические пособия и оборудование Музыкально – физкультурный зал и спортивная площадка Музыкальные зал: пианино, шкаф для пособий и методической литературы, музыкальный центр,детские музыкальные инструменты (барабан, музыкальный треугольник, маракас, гармошка, гусли,дудочки,деревянные ложки, кастоньеты,металлофон, погремушки, колокольчики), мягкие игрушки, куклы, дидактические и настольные игры по музыкальному развитию,театр настольный,куколный, пальчиковый, ширмы для театра, маски, карнавальные костюмы,атрибуты для театрализации. Методическая литература-25 кн. Музыкальные уголки на группах: звучащие игрушки, бубны, барабаны, погремушки, металлофон, колокольчики, дудочки, игрушки – забавы, игрушки – пищалки, дидактические игры на развитие слухового восприятия, деревянные ложки, детское пианино, магнитофоны, портреты композиторов, треугольник. Физкультурный зал: гимнастические скамьи, наборы приставных досок (простых и ребристых) и лестниц, канат, палки гимнастический, тоннель для лазанья, шведская стенка, массажный набор, обручи, мячи массажные, набор для профилактики плоскостопия, мяч малый, лента короткая цветная, кольцеброс (набор), скакалки, коврик со следочками, кегли, флажки, нестандартное оборудование, кубики, султанчики, маски,стойки для прыжков, дуги, гантели, погремушки, стойки для подлезания, мягкие модули. Спортивная площадка: полоса препятствий, беговая дорожка, прыжковая яма, баскетбольные кольца,шведские лестницы,скамья. Физкультурные уголки на группах: картотека подвижных и народных игр, сухой бассейн, мячи, кегли, султанчики, скакалки, флажки, мягкие мячи для метания, медальоны и маски, кубики, нестандартное оборудование, спортивные игры. Основное предназначение -Непосредственно образовательная деятельность -Утренняя гимнастика -Досуговые мероприятия, -Праздники Театрализованные представления -Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей 11 Учитель – логопед - Детские стулья и столы, стол канцелярский, стул, шкафы для методического и дидактического материала, настенное зеркало для логопедических занятий, учебная доска, магнитофон, часы настенные, ковер, куклы разные, мячи массажные, эспандер массажер деревянный, конструкторы, логический куб, кукольный театр, вкладыши, лото, настольные игры, пазлы, пирамидки, матрешки, металлофон, магнитная азбука, набор цифр (магнитный), набор картинок на разные буквы. Методическая литература-18кн. Картотеки: загадок, дыхательных упражнений, Кабинет для артикуляционных упражнений в картинках и стихах, коррекционноигр для развития грамматического строя речи. Набор образовательной предметных и сюжетных картинок для обследования деятельности с речи дошкольников, тематические карточки для учителемработы по развитию и коррекции речи детей, доска логопедом. для рисования, доска магнитная, настенная разрезная азбука, кассы букв, песочные часы, секундометр, Кабинет для настольные зеркала для индивидульной работы, коррекционностимульный материал к диагностическим методикам. образовательной Педагог-психолог - Куклы на выражение эмоций, деятельности с фонотека, магнитофон, дидактические игры: педагогом«Хорошо или плохо», «Настроение клоуна», психологом. «Пиктограммы», зеркала, массажные мячики, массажный матрац «Лежебока» для релаксации, мягкие игрушки, настенное зеркало, семейные фотоальбомы, наборы картин «Семья», наборы картин «Профессии», трафареты, дидактические и настольные игры на развитие мышления, памяти, речи, внимания, восприятия, мелкой моторики, шнуровки, мозаики, картотека кинезиологических упражнений. Дидактические пособия на закрепеление эмоций, настольные игры на формирование самооценки своих поступков, поступков других людей, на развитие качества, свойственные полу детей, фонотека на релаксацию. Методическая литература-4кн. Стол для сотрудников, шкаф для документов, -Осмотр детей, шкаф для медикаментов, кровать детская, кушетка -консультации медицинская, столик процедурный, тумбочка с медсестры, врачей; контейнерами. Весы и ростометр . Медицинский -консультативнопросветительская кабинет работа с родителями и сотрудниками ДОУ Подобрана методическая литература и пособия по консультативновсем разделам основной и парциальных программ, просветительская разработаны консультации и методические работа с рекомендации по всем направлениям работы, сотрудниками Методический составлена картотека методической литературы и ДОУ и кабинет журнальных статей. Для организации воспитательно – родителями образовательного процесса используется картины и разнообразный иллюстративный материал, образцы народно – прикладного творчества и др. Методическая литература-231кн.,детские книги126 шт 12 Обеспеченность методическими материалами. Программно- методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Программы, педагогические технологии, методические пособия Обязательная часть Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е.Верасы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ «МОЗАИКА –СИНТЕЗ,2014г./; Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2007. Саулина Т. Ф. ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет) Буре Р. С. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) Куцакова Л. В. ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 лет) Белая К.Ю. ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет) Петрова В. И., Стульник Т. Д. ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 лет) Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности (3-4 года). Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности (4-5лет).Средняя группа. Авдеева Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 9. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 10. Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. 11. Буре Р. Основные положения программы воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов. – М., 1997 12. Дорохов А.А. Зеленый, желтый, красный! – М.: «Детская литература», 1975. 13. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма/под ред. В.Н.Кирьянова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 14. Романова Е.П. Правила дорожного движения - М.: Сфера, 2005. 15. Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2000. 9. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 10. Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2000. 11. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974, 1980, 1983. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 12. Учите детей трудиться. / Р.С. Буре, Г.Н. Година. – М., 1983. 13. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990. 13 Программно- методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие» Программы, педагогические технологии, методические пособия Обязательная часть Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е.Верасы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ «МОЗАИКА –СИНТЕЗ,2014г./; Юный эколог, Николаева С.Н. — М., Просвещение, 1998. 1. Дыбина О. В.ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (3-4 года) 2. Дыбина О. В.ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 лет)Средняя группа. 3. Дыбина О. В.ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (6-7лет)Подготовительная к школе группа. 4. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (3-4 г.) Младшая группа 5. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (4-5лет.) Средняя группа. 6. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (5-6лет.) Старшая группа. 7. Веракса Н. Е., Галимов О. П. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет) 8. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. ФГОС Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7) 9. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет) 10. Павлова Л. Ю. ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) 11. Помораева И. А., Позина В. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (3-4 года). Младшая группа 12. Помораева И. А., Позина В. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (4-5 лет). Средняя группа 13. Помораева И. А., Позина В. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа 14. Помораева И. А., Позина В. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (6-7 лет). Подготовительная к школе группа 15. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М.: ЦГП, 2004. 16. Иванова А.И. Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2004 17. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Айрис-Пресс. 2004. 18. Доронова Т.Н. Вместе с семьей – М.: Просвещение, 2005. 19. Жуковская Р.И., Н.Ф. Виноградова Родной край - М.: Просвещение, 1990. 20. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / Соловьева Е. В. - М.: АРКН, 2003. 21. Жуковская Р.И., Н.Ф. Виноградова Родной край - М.: Просвещение, 1990. 22. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / Соловьева Е. В. - М.: АРКН, 2003. 23. Ривина Е.К. Герб и флаг России – М.: Аркти, 2002. 24. Севостьянова Е.О. Дружная семейка – М.: Творческий Центр, 2005. 11. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста – М.: ВЛАДОС, 2002. 12. Шарыгина Т. А. Какие звери в лесу – М.: ГНОМиД, 2004 13. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка - М: Просвещение, 1988. 14 14. Волчкова В.Н., Н.В. Степанова Математика – М.: Айрис-Пресс, 2004. 15. Волчкова В.Н., Н.В. Степанова Познавательное развитие – М.: Айрис-Пресс, 2004. 16.Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. 17. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников – М.: Творческий центр, 2002. 18. Фомина Л.В. Сенсорное развитие – М: ТЦ «Сфера», 2001. Программно- методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие» Программы, педагогические технологии, методические пособия Обязательная часть Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е.Верасы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ «МОЗАИКА –СИНТЕЗ,2014г./; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (3-4 года) Младшая группа Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (4-5лет) Средняя группа Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (5-6 лет) Старшая группа Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7 лет)Подготовительная к школе группа Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи – М.: Мозаика-синтез, 2005. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999 Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1985. Гербова В.В. Развитие речи (2-7 лет) – М.: Мозаика – Синтез, 2005. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи для детей 4-6 лет – СПб, ЛИТЕРА, 2004. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь – Практическое пособие.М.: «Генезис», 1999. Ушакова О.С., Н.В.Гавриш Знакомим дошкольников с литературой – М.: Творческий центр, 2004. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки – СПб, ЛИТЕРА, 2005. Ушакова О.Д.Развитие речи и творчества дошкольников – М.: Творческий Центр, 2005. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2002. Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина Развитие речи, подготовка к освоению письма – М.: Вако, 2005 г. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. 15 Программно- методическое обеспечение образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» Программы, педагогические технологии, методические пособия Обязательная часть Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е.Верасы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ «МОЗАИКА –СИНТЕЗ,2014г./; 1. Куцакова Л. В. ФГОС Конструирование из строительного материала. (4-5 лет). Средняя группа 2. Куцакова Л. В. ФГОС Конструирование из строительного материала. (5-6 лет). Старшая группа. 3. Куцакова Л. В. ФГОС Конструирование из строительного материала. (6-7 лет). Подготовительная к школе группа. 4. Комарова Т. С ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (3-4 года) 5. Комарова Т. С ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 лет) Средняя группа 6. Комарова Т. С ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (5-6лет) Старшая группа 7. Комарова Т. С ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (6-7лет)Подготовительная к школе группа. 8. Зацепина М. Б. ФГОС Музыкальное воспитание в детском саду (2-7) 9. Комарова Т. С. ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 лет) 10. Белая К.Ю. Сотникова В.М. Разноцветные игры – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г. 11. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности – СПб, Детство-Пресс, 2003. 12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей – М.: Просвещение, 2004. 13. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников – М.: Просвещение, 2005. 14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – Москва, Владос, 2000. 15. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 16. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007 17..Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — В 2 частях. — Учеб.-метод. Пособие. — (Воспитание и дополнительное образование детей). — (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). — М.: Гуманит. Изд. 18. Костина Э.П. Камертон (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста) – М.: Просвещение, 2006. 19. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активнотворческого: В мире прекрасного: Программ.-метод. Пособие. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.: ил. — («Росинка»). 20. Лазарев М.Л. Здравствуй (Музыкальная радуга здоровья) часть 4 – М.: Мнемозина, 2004 21.Луконина Н., Л. Утренники в детском саду (сценарии о природе), - М.: Айрис Пресс, 2002. 22.Методическое обеспечение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» — М.: Владос, 1997 23. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 2 части, 2008 24. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего 16 школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр 25.Рыжова Н.В. «Развитие творчества детей 5-6лет с ОНР»2009г. Программно- методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» Программы, педагогические технологии, методические пособия Обязательная часть Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е.Верасы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ «МОЗАИКА –СИНТЕЗ,2014г./; Борисова М. М.ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 лет) Степаненкова Э. Я. ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 лет). Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (3-4 года). Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (4-5 лет).Средняя группа Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (5-6лет)Старшая группа.. Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (6-7 лет)Подготовительная группа. 7. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.Методическое пособие.М.:Мозаика –Синтез,2006. 8. Галицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении – М.: Скрепторий, 2004. 9. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам – М.: ВЛАДОС, 2004. 10. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: ВЛАДОС, 2005. 11. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008; 12. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления – М.: Линка Пресс, 1999. 13. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим – М.: Творческий центр, 2004. 14. Кудрявцев В.Т., Б.Б. Егоров Развивающая педагогика оздоровления – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2000. 15. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников – М.: Просвещение, 2007. 16. Лазарев М.Л. Здравствуй! – М.: Мнемозина, 2004. 17. Лысова В.Я., Т.С. Яковлева и др. Спортивные праздники и развлечения – М.: Аркти, 2000. 18. Луконина Н., Чадова Л. Физкультурные праздники в детском саду – М: Айрис Пресс, 2004. 19. Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей – М.: ВЛАДОС, 2005. 20. Муравьев В.А., Н.И. Назарова Воспитание физических качеств детей – М.: Айрис Пресс, 2004. 21. Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими (3-4 лет) – М.: Дрофа, 2007. 22. Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими (5-6 лет) – М.: Дрофа, 2007. 23. Полтавцева В.Н. Физическая культура в дошкольном детстве – М.: Просвещение, 2005. 24. Полтавцева В.Н., Н.А. Гордова, Физическая культура в дошкольном детстве – М.: Просвещение, 2004. 25. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет – М.: Айрис Пресс, 2004. 26. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении /– М.: Владос, 1999. 27. Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения - М.: Аркти, 2000. 27.Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет (программа «Старт»), часть 1 – М.: ВЛАДОС, 2004. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 17 Программно- методическое обеспечение образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» № п/п Программы, педагогические Методические пособия технологии Коррекционная работа Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская Азбука общения. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 Плаксина Л.И. «Программа специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида / для детей с нарушениями зрения/» - М.: Издательство «Экзамен», 2003. Дружинина Л.А.Занятия по развитию социально- бытовой ориентировки с дошкольниками , имеющими нарушения зрения..Методические рекомендации – Челябинск : АЛИМ,изд-во Марины Волковой,2008. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие.-М.: Экзамен,2006 Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.Под.ред.Шипициной Л.М.СПб.:Речь,2005. Подколзина Е.Н.Социально- бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения/перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий/-М.:Город Детства.2007. Мухоморина Л.Г. Араджиони М А. Региональная программа «Крымский веночек» Каплунова И, Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Невская нот Санкт- Петербург ,2010г «Познаём мир вместе»/методические рекомендации к программе «Крымский веночек»/ Мухоморина Л.А./ Программно- методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие» Программы, педагогические технологии Методические пособия Коррекционная работа Плаксина Л.И. «Программа специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида / для детей с нарушениями зрения/» М.: Издательство «Экзамен», 2003.; Н.В. Нищева «Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( 3-7 лет) Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие.-М.: Экзамен,2006 Нечаева Т.И.Развитие пространственной ориентировки. -Ростов-на-Дону:» Феникс»,2008. Мухоморина Л.Г. Араджиони М А. «Познаём мир вместе»/методические Региональная программа «Крымский веночек» рекомендации к программе «Крымский веночек»/ Мухоморина Л.А./ Каплунова И, Новоскольцева И. Программа Дружинина Л.А.Занятия по развитию по музыкальному воспитанию детей зрительного восприятия у дошкольников с 18 дошкольного возраста «Ладушки» Невская нот Санкт- Петербург ,2010г нарушениями зрения.Методические рекомендации – Челябинск : АЛИМ,изд-во Марины Волковой,2007. Семаго Н.Я., Методика формирования Дружинина Л.А.Занятия по развитию пространственных представлений у детей ориентировки в пространстве у дошкольного и младшего школьного возраста.дошкольников с нарушениями М.:» Айрис- Пресс»,2007. зрения.Методические рекомендации – Челябинск : АЛИМ,изд-во Марины Волковой,2008. Филатов А.И.,Развитие пространственных Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., представлений у дошкольников с нарушением Блинникова И.В., Солнцева О.\Г. Развитие зрения.-М.:» Творческий центр»,2004. восприятия у ребёнка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе.-М.: Школьная пресса,2007. Шорыгина Т.А.,Учимся ориентироваться в Колесникова Е.В.500игр для коррекционнопространстве .-М» Творческий центр»,2004. развивающего обучения детей 3-7 лет. -М.: «Ювента»,2004. Никулина Г.В., Потёмкина А.В. ,Фомичёва «Юный эколог» (С.Н. Николаева) Л.В.,Готовим к школе реёнка с нарушениями зрения .СПб.:»ДетствоПресс,2004. Плаксина Л.И. Развитие зрительного Познавательное развитие» (Е. Венгер), восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике.-Калуга: Адель»,1998. Ремезова Л.А. Формирование «Развивающие игры с палочками геометрических представлений у Кюизенера» (В.П. Новикова), дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие.-Тольятти.2002. Познавательно-исследовательская деятельность Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина дошкольников./для занятий с детьми 4-7 лет/ О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и Веракса Н.Е, Галимов О.Р. МОЗАИКАизмерении величин: Методическое СИНТЕЗ Москва,2014г. пособие.- Самара.:Изд-во СГПУ,2004. Развитие математических представлений у Ремезова Л.А.Формирование дошкольников с ОНР ( с 4 до 5 лет) Н.В. представлений о цвете у дошкольников с Нищева нарушением зрения: Методическое пособие.-Тольятти.2002. Ознакомление с предметным и социальным Экологическое воспитание дошкольников в окружением /младшая группа/ Дыбина О.В. Крыму .Сакирдонова Т.И.Симферополь МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2014г. 1995г. Программно- методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие» Программы, педагогические Методические пособия технологии Коррекционная работа Н.В. Нищева «Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( 3-7 лет) Дружинина Л.А.Занятия по развитию социально- бытовой ориентировки с дошкольниками , имеющими нарушения зрения..Методические рекомендации – 19 Челябинск : АЛИМ,изд-во Марины Волковой,2008. Плаксина Л.И. «Программа специальных Дружинина Л.А. Коррекционная работа в /коррекционных/ образовательных учреждений детском саду для детей с нарушением IV вида / для детей с нарушениями зрения/» зрения: Методическое пособие.-М.: М.: Издательство «Экзамен», 2003.; Экзамен,2006 Мухоморина Л.Г. Араджиони М А. «Познаём мир вместе»/методические Региональная программа «Крымский рекомендации к программе «Крымский веночек»/ Мухоморина Л.А./ веночек» Каплунова И, Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Невская нот Санкт- Петербург,2010г Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей с нарушениями зрения: планирование и конспекты.-М.: Сфера,2006. Подколзина Е.Н.Социально- бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения/перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий/-М.:Город Детства.2007. Плаксина Л.И.,Сековец Л.С.Коррекционно- развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида:Учебно- методическое пособие М.: ЗАО « ЭЛТИ-КУДИЦ»,2006. Программно- методическое обеспечение образовательной области « Художественно-эстетическое развитие» Программы, педагогические технологии Методические пособия Коррекционная работа Плаксина Л.И. «Программа специальных Потемкина А.В.,Методика обучения /коррекционных/ образовательных учреждений IV изобразительной деятельности вида / для детей с нарушениями зрения/» - М.: тифлографика.Учебно- методическое Издательство «Экзамен», 2003. пособие.М: Просвещение,1997. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в Ремезова Л.А. Развитие конструктивной детском саду для детей с нарушением деятельности у старших дошкольников с зрения: Методическое пособие.-М.: нарушениями зрения.-Самара: Изд-во ООО» Экзамен,2006 НТЦ»,2002. Лыкова И.А. Цветные ладошки (программа Липес Ю.В.Эмоциональное и художественного воспитания, обучения и развития познавательное развитие ребёнка на детей 2-7 лет) – М.: КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2009. музыкальных занятиях – М.:Теревинф,2006. Мухоморина Л.Г. Араджиони М А. Региональная Плаксина Л.И.,Развитие зрительного программа «Крымский веночек» восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно- методическое пособие.Гуманитар.из.центВладос,2008. Каплунова И, Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Невская нот Санкт- Петербург ,2010г «Познаём мир вместе»/методические рекомендации к программе «Крымский веночек»/ Мухоморина Л.А./ 20 Программно- методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» Программы, педагогические технологии Коррекционная работа Плаксина Л.И. «Программа специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида / для детей с нарушениями зрения/» - М.: Издательство «Экзамен», 2003.; ПлаксинаЛ.И.,Сековец Л.С.Коррекционно- развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида:Учебно- методическое пособие.М.:ЗАО « ЭЛТИ-КУДИЦ»,2006. Сековец Л.С.,Коррекционно- педагогическая работа по физичекому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.-Н.Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева 2001г. Мухоморина Л.Г. Араджиони М А. Региональная программа «Крымский веночек» Яковлева Л.В., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет/Общеобразовательная программа дошкольного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Старт»./ часть1,М.:ВЛАДОС ,2004г.; Допонительная общеобразовательная программа физкультурно - оздоровительной направленности «Старт» Каплунова И, Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Невская нот Санкт- Петербург ,2010г Зимонина В.Н, Программно-методическое пособие «Расту здоровым» «Владос», М.; 2002. Лазарев М.Л. Программа «Здравствуй» « Академия здоровья», М.; 1997.; Методические пособия Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют, СПб.: паритет,2003 Гришин В.Г. «Серсо в детском саду» М:. Просвещение 1985 г. Сермеев Б.В. «Физическое воспитание детей с нарушением зрения»» Здоровье»1987г.; «Познаём мир вместе»/методические рекомендации к программе «Крымский веночек»/ Мухоморина Л.А./ Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003. Фомина Н.А., Зайцева Г.А. «Сказочный театр физической культуры» Волгоград «Учитель»,2003г.; Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников » средняя, старшая, подготовительная группа» Москва « ВАКО» 2006 г.; Александрова Е.Ю Интегрированные физкультурно- речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет,СПб.:Детствопресс,2005.; 21 Программно- методическое обеспечение деятельности учителядефектолога Перечень коррекционно-педагогической литературы «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под. ред. Л.И.Плаксиной. 1. К.Белая «Семейный детский сад и другие формы взаимодействия семьей», М.,2009 2. «На встречу незрячему» \ под ред.Денискиной В.З.,\ Волоколамск 1998 3. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками – М.: И.П.П., 1998. 4. Л.В.Фомичева «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения», СП-б,2007 5. Л.В.Фомичева «Дети с амблиопией и косоглазием», СП-б, 1999 6. В.П.Ермаков «Основы тифлопедагогики», М.,2000 7. Б.К.Тупоногов «Теоретические основы тифлопедагогики», М., 2001 8. Л.П.Григорьева «Развитие восприятия у ребенка», М.,2001 9. Л.П.Григорьева «Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения», М.,1990 10. Л.И.Плаксина «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения», М.,1985 и 1998 11. Л.И.Плаксина «Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения», М.,1998 «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» - под ред. Л.И.Плаксиной \ М.,1998 12. Л.И.Плаксина «Содержание медико-педагогической помощи», М., 1998 13. Л.И.Плаксина «Программы детского сада: коррекционная работа в детском саду», М., 1999 14. В.З.Денискина «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения», Верхняя Пышма, 1997 15. «Игры и упражнения для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста», Нижний Новгород, 2004 16. Л.И.Солнцева «Программа по обучению ориентировке в пространстве дошкольников с нарушением зрения» 17. Л.И.Плаксина «Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах», Калуга, 1998 18. Э.С.Аветисов «Охрана зрения детей», М.,1972 19. С.В.Кузнецова «Система работы с узкими специалистами ДОУ», М.,2008 20. «Дефектология: словарь-справочник»\ под ред.Б.П.Пузанова, М., 1996 21. Т.А.Павлова «Развитие пространственного ориентирования», М., 1994 22. «Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения» \ под ред. Л.И.Плаксиной \ М.,1994 23.О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Пальчиковая гимнастика», Дагестан, 2001 24. В.И.Белецкая «Охрана зрения слабовидящих школьников», М.,1982 А.Г.Литвак «Практикум по тифлопсихологии», М.,1989 22 Перечень методической литературы 1. Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», М.,1982 2. Л.А.Венгер «Угадай как нас зовут», М., 1994 3. Е.В.Проскура «Развитие познавательных способностей дошкольников», Киев, 1985 7. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М., 1991 8. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задания для дошкольников», М., 1990 9. А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду», М., 1982 10. Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», М.,1992 11. А.А.Смулинцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», М., 1987 12. З.М.Богуславская «Развивающие игры», М.,1991 13. «Давайте поиграем» \ под ред.Столяра А.А., М., 1991 14. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества», М., 1991 15. А.А.Катаева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственноотсталых дошкольников», М.,1993 16. Л.В.Артемова «Чего на свете не бывает», М.,1991 17. Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» М.,1978 18. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду», М.,1974 19. А.И.Максаков «Учите играя», М.,1983 20. Л.А.Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989 21 Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», М.,1983 22. Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию», М.,1983 23. Е.В.Сербина «Математика для малышей», М.,1992 24. «Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры» \ под ред. Е.Н.Подколзиной 23 Программно- методическое обеспечение деятельности учителя- логопеда Перечень коррекционно-педагогической литературы «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под. ред. Л.И.Плаксиной. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Под ред. Чиркиной Г.В. /Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. М. «Просвещение» 2010г. 271с. 1.Л.И. Плаксиной для развития речи для средней, старшей и подготовительной группы. 2.Спецкурс: «Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». 3Модифицированная программа для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте. 4Г.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».М.Просвещение.2008г. 5 Г.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» М. Просвещение 2008г. 6 Г.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» М. Просвещение 2008г. 1. М.Г.Генинг, Н. А.Герман «Обучение дошкольников правильной речи» Чебоксары, 1980 Перечень методической литературы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста фонетикофонематическим недоразвитием. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». О.С.Гомзяк «Говорим правильно» М., 2008 Н.С.Жукова «Уроки логопеда» М. , 2008 Е.Н.Краузе «Логопедия» М.,2006\ Л.Е.Кыласова «Коррекция звукопроизношения у детей»(дидактические материалы)Волгоград, 2011 И. Лопухина «Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи» М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М., 1989 Л.В. Фомина «Развивающие занятия в детском саду» Владимир, 2008 А.Д.Филиппова, Н. Д. Шуравина «Говори правильно» М., 1963 24 Программно- методическое обеспечение деятельности педагога-психолога Перечень коррекционно-педагогической литературы • Детская психология, Люблинская А.А., М., 1971 • Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребѐнка, Шипицина Л.М., М., 2003 • Справочник дошкольного психолога, Широкова Г.А., Ростов-на-Дону, 2003 • Возрастная психология, Абрамова Г.С., М., 2005 • Психология дошкольника. Хрестоматия, Урунтаева Г.А., М., 1998 • Нормативно-правовая документация практического психолога, Истратова О.Н., Посошенко Л.В., Ростов-на-Дону, 2008 • Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день, Козлов Н.И., М., 1997. • Практикум по дошкольной психологии, Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., М., 1998 • Психолог в дошкольном учреждении, под ред. Лаврентьевой, М., 2002 • Детский аутизм, Хрестоматия, СПб., 2001 Психология, Крутецкий В.А., М., 1974 Психологическая служба в детском саду, Чиркова Т.И., Психология воспитания детей с нарушением зрения, под ред. Солнцевой Л.И., Денискиной В.З., М., 2004 • Тифлопсихология детства, Солнцева Л.И., М., 2000 • Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении, М., 2001 • Введение в психологию, Гиппенрейтор Ю.Б., М., 2008 • Общаться с ребѐнком как?, Гиппенрейтор Ю.Б., М., 2006 • Продолжаем общаться с ребѐнком так?, Гиппенрейтор Ю.Б., М., 2008 • Развивающая и коррекционная работа с детьми, Матвеева О.А., М., 2001 • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми, под ред. Дубровиной И.В., М., 2001 • Профилактика нарушений в поведении дошкольников, Наревская И.Н., М., 2009 • Сенсорная комната в дошкольном учреждении, Колос Г.Г., М., 2008 • Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста, Ноткина Н.А., СПб., 1998 • Социометрические методы в психологии, Марковская И.М., Челябинск, 1999 • Личность и еѐ формирование в детском возрасте, Божович Л.И., М.. 1968 • Психологический словарь, Зинченко В.П., 2004 Особенности общения с дошкольниками, Смирнова Е.О., М., 2000 25 26