СОДЕРЖАНИЕ № Разделы Программы Стр. Введение 3 1 Паспорт Программы 5 2 Анализ результатов деятельности учреждения 15 3 Стратегия развития ДОУ 27 4 Управление Программой 36 5 Проверка достижений и результатов (критерии и показатели) 37 2 Введение Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся разноуровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности действий всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными результатами. Программа развития МБДОУ (далее Программа) - это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения. Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» и предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации - руководителей образовательной организации, педагогов, детей и их родителей. Основное предназначение программы Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности МБДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития МБДОУ. Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, а также на оказание качественной коррекционной помощи детям, имеющим нарушения зрения. Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения. Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научно-методического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности МБДОУ. Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной и коррекционно-образовательной деятельности МБДОУ. Качественные характеристики программы Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционно-образовательного процесса детского сада. Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к дошкольному учреждению. Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых 3 возможно при реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться. Рациональность - программой определены цели и способы получения максимально возможных результатов. Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений. Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты). Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития МБДОУ. Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней. Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не глобальных) проблем МБДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей. Работа над Программой развития состояла из нескольких этапов: анализ внешней среды (тенденций социально-экономического развития общества, образовательной политики федерального и регионального уровня, социального заказа микросоциума), формулирование консолидированного социального заказа дошкольному образованию; анализ внутренней среды (соответствие деятельности МБДОУ социальному заказу, т.е. выявление сильных и слабых сторон); разработка концепции образовательного учреждения (миссии и философии МБДОУ, образ педагога, образ выпускника МБДОУ); определение стратегических целей и задач; разработка социально-педагогических проектов. 4 1. Паспорт Программы 1. Наименование Программы 2. Основные разработчики Программы 3. Основные исполнители программы Нормативноправовая и методическая база для разработки Программы 4. Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» на 2022-2027 годы Заведующий Костенко М. А. Заведующий хозяйством Логвинова А.А. Старший воспитатель Никишина Я.А., учитель-дефектолог Григорова Т.В., учитель-логопед Шило А.В., музыкальный руководитель Латей С.А., воспитатель Рыбалко Н.Н. Администрация МБДОУ; Педагогический коллектив и сотрудники МБДОУ; Родители (законные представители) • Конвенция о правах ребенка; • Декларация прав ребенка; • Конституция Российской Федерации; • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»; • СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373) • ФГОС ДО утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013 г., в ред. Приказа Министерства просвещения России от 21.01.2019 №31 • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642) • Закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым (с изменениями и дополнениями) 5 • Основные адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи • Устав МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» • Муниципальная программа муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Развитие образования» (утверждена Постановлением Администрации г. Керчи РК № 67/1-п 27.01.2021г. О внесении изменений в постановление Администрации города Керчи Республики Крым от 29.09.2015г. № 621/1-п «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Развитие образования») • Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденное Распоряжением Министерства просвещения России от 06.08.2020 №Р-75 • Письмо Министерства просвещения РФ от 13 марта 2020 г. № СК-150/03 и письмо Роспотребнадзора от 13 марта 2020 г. № 02/414б-2020-23 «Об усилении санитарноэпидемических мероприятий в образовательных организациях»; • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 5 Назначение программы Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МБДОУ за предыдущий период В Программе отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления, содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. 6 6. Цель Программы 7. Направления и задачи Программы Разработка тактики и стратегии деятельности МБДОУ № 46 на период до 2027 года для обеспечения качественной реализации государственного задания, роста доступности и качества, дошкольного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. Обеспечение условий для функционирования МБДОУ как открытого, современного учреждения реализующего качественные образовательные услуги, максимально удовлетворяющие социальный заказ государства и родительского сообщества МБДОУ. Совершенствование системы дошкольного образования в МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО, реализующей право детей с ОВЗ на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства как основы успешной социализации и самореализации. Повышение уровня правового воспитания участников дорожного движения, культуры их поведения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. • Обеспечение прав граждан на доступное и качественное дошкольное образование, дополнительное образование; • Совершенствование системы работы по здоровьесберегающей, образовательной, коррекционноразвивающей деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и функциональных зрительных расстройствах воспитанников; • Привести в соответствие с требованиями адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду и материально-техническую базу организации; • Сохранение качества воспитания и образования в МБДОУ через внедрение современных инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных; • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; • Использование возможностей социального партнёрства в образовательном процессе; • Взаимодействие с общеобразовательными учреждениями с целью обеспечения преемственности адаптированной образовательной программы дошкольного и начального общего образования; • Обеспечение дополнительного образования, как совокупности услуг, доступных для всех групп воспитанников; 7 8. 9. 10. Сроки реализации Программы Основные этапы реализации Программы Финансовое обеспечение Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы • Развитие системы управления МБДОУ на основе включения родителей (законных представителей) в управленческий процесс; • Совершенствование системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Программа реализуется с 2022г. по 2027г. I этап (организационно-аналитический) июль 2022 г.- январь 2023 г. Анализ и оценка состояния развития МБДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития II этап (реализация) февраль 2023 г.- январь 2027 г. практическая реализация Программы Развития III этап (обобщающий) февраль-июнь 2027 г. выявление соответствия полученных результатов по основным направлениям Программы развития МБДОУ поставленным целям и задачам • Эффективное использование республиканских и местных бюджетных средств; • Спонсорская помощь, благотворительность. Для МБДОУ: • Повышение конкурентоспособности МБДОУ, соответствие образовательному заказу общества; • Модернизированная материально-техническая база ДОУ для реализации программ дошкольного образования; • Система управления ДОУ будет соответствовать требованиям современности; • Выполнение муниципального задания МБДОУ в полном объеме. Для семьи: • Сохранение здоровья детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детейинвалидов и успешность их при поступлении в школу; 8 11. Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета • Сформированность у детей предпосылок к обучению в школе и осуществление преемственности дошкольного и начального обучения. • Укрепление взаимодействия МБОДУ и семьи, родители (законные представители) будут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса; Для воспитанников: • Получение полноценного качественного дошкольного образования с учетом ОВЗ • Укрепление физического, психического и социального здоровья, социализация и адаптация к условиям современного общества Для педагогического коллектива: • Развитие профессиональной компетентности, в том числе в области применения ИКТ профессиональной культуры педагогов • Обновлённая структура и содержание образования через реализацию инновационных, в том числе здоровье - сберегающих технологий; • Кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям; • Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей; • Развитие методической базы с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях МБДОУ Для социума: • Реализация системы социального партнёрства; • Превращение воспитательно-образовательного пространства МБДОУ в благоприятную безопасную среду для развития индивидуальности каждого воспитанника. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет учредитель, администрация МБДОУ. Результаты контроля доступны для всех участников образовательного процесса. В экспертизе качества мероприятий реализуемой Программы будут участвовать администрация, педагоги МБДОУ и представители родительского сообщества. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на официальном сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др. В ходе контроля реализации этапов Программы будут использоваться педагогические методы отслеживания результативности деятельности всех 9 исполнителей, срок предоставления отчетных материалов участников образовательного процесса, путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации и оценки достигнутых результатов с периодичностью 1 раз в год (в конце учебного года). Полученные данные будут оформляться в виде Публичного доклада заведующего ДОУ с обязательным его размещением на официальном сайте ДОУ в срок не позднее 1 августа текущего года. Полученные результаты будут служить основанием для внесения (при необходимости) корректировочных поправок в план реализации Программы. 1.1. Информационная справка 1. Полное наименование МБДОУ 2. Адрес Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» города Керчи 298310, Республика Крым .г. Керчь, ул. Л. Толстого, д.42 298310, Республика Крым .г. Керчь, ул. Л. Толстого, д.42 3. Адрес осуществления мест уставной деятельности МБДОУ Муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым. Функции и 4. Учредитель полномочия учредителя Учреждения осуществляет Администрация города Керчи Республики Крым. Управление образования Администрации города Керчи Республики Крым является отраслевым органом, осуществляющим координацию действий и управление Учреждением в сфере образования. Управление образования: 298300, г. Керчь, ул. Кирова, 5, тел.: 8 (36561) 6-00-32 E-mail: obrazovanie@kerch.rk.gov.ru, kerch@crimeaedu.ru Пятидневная рабочая неделя с 06.30 до 18.30, выходные дни суббота, воскресенье, 5. Режим работы праздничные дни. 10 6. Предмет деятельности ДОУ 9. ОГРН Реализация основной адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования; присмотр и уход за детьми в возрасте от трех лет до прекращения образовательных отношений. - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; - организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи воспитанникам. - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» (утвержден Постановлением Администрации г. Керчи РК от 23.11.21 № 1750/1-п); - Лицензия от «21» января 2022 г., регистрационный номер № 82_1680, выдана Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на уровни образования: дошкольное образование, дополнительное образование детей и взрослых. Срок действия – бессрочно. 1149102176805 10. ИНН 9111008851 11. Телефон 8 (36561) 6-05-97 12. Сайт http:// https://46kerch.tvoysadik.ru/ 7. Вид деятельности 8. Учредительные документы 11 13. Почта sadik_solnischko-kerch@crimeaedu.ru 14. Управляющие системы Структурные подразделения МБДОУ № 46 «Солнышко». 15. Социальное партнерство • Административно-управленческий персонал: заведующий, заведующий хозяйством; • Педагогический персонал: воспитатели, педагог-психолог, учительдефектолог/тифлопедагог/, учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования; • Учебно-вспомогательный персонал: делопроизводитель, старшая медицинская сестра, помощники воспитателя; • Обслуживающий персонал: повара, кухонный рабочий, кладовщик, машинист по стирке и ремонту спецодежды, кастелянша, сторожа, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания. Управление образования Администрации города Керчи Республики Крым ГБОУ ДПО РК КРИППО г. Симферополь МБОУ г. Керчи РК «Школа № 11имени Серго Орджоникидзе» Библиотека-филиал №8 им. А. Гайдара для детей МБУК «Керченская ЦБС» ГБУЗРК Керченская городская больница № 3 Республика Крым г. Керчь МБОУ города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого-медико-педагогическая комиссия» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Керченского государственного морского технологического университета» Государственное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания г. Керчи» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский технологический техникум» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного 12 образования детей г. Керчи Республики Крым «Детская музыкальная школа». Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Керчи Республики Крым «Дом детского юношеского творчества». 1.2. Историческая справка Детский сад введен в эксплуатацию в 1965 году, как детский сад № 46 «Солнышко» ведомственного подчинения Железорудного комбината. Проектная мощность 6 групп, 90 воспитанников. Общая площадь 2-х этажного здания 1067м², из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса 1026м². На основании решения исполнительного комитета Керченского городского совета от 13.09.2004 г. № 796 «Об утверждении сети школ, дошкольных и внешкольных учреждений г. Керчи на 2004-2005 учебный год» приостановлено функционирование специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения яслей/сада № 64 и осуществлен перевод в дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) № 46. Наименование образовательного учреждения при создании: Дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) № 46 "Солнышко". Дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) № 46 переименовано в Керченское коммунальное дошкольное учебное заведение № 46 "Солнышко" компенсирующего типа для детей с нарушениями зрения Керченского городского совета Автономной Республики Крым на основании решения 33 сессии 4 созыва Керченского городского совета от 23.09.2005 г. Во исполнение положений Федерального Конституционного Закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федерального Закона от 05.05.2014 г. №84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации", Решением 11 сессии Керченского городского совета первого созыва от 18.12.2014 г. образовательное учреждение получило наименование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №46 «Солнышко». 13 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №46 «Солнышко» переименовано в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» по Постановлению Администрации г. Керчи РК от 23.11.2021г. № 1750/1-п, в связи с изменением вида учреждения. 1.3. Общие сведения Учреждение размещено в типовом двухэтажном здании, имеется централизованное водоснабжение и водоотведение, централизованное отопление, электроснабжение. В учреждении функционируют 4 группы компенсирующей направленности для детей от 3 до 7 лет. Нормативная наполняемость групп в соответствии с типом групп – 40 воспитанников. Фактическая наполняемость – 42 воспитанника. Групповые помещения состоят из помещений спальни, игровой, туалета, раздевалки. Имеются: медицинский кабинет, пищеблок, постирочная, кладовая, музыкальный зал совмещенный с физкультурным, кабинеты специалистов (тифлопедагога- 1, учителя-логопеда-1, педагога-психолога-1), кабинет плеопто-ортоптического лечения для ведения коррекционной работы, прогулочные и игровые площадки, спортивная площадка. Помещения и территория учреждения соответствуют СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", нормам и правилам пожарной, антитеррористической безопасности. Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда ДОУ соответствует ФГОС ДО. В ДОУ созданы необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса воспитанников с ОВЗ. Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей. Предметно-пространственная организация помещений педагогически целесообразна, отличается культурой, эстетичностью, создает комфортное настроение, обеспечивает эмоциональное благополучие детей и условия для их индивидуального развития. 14 2. Анализ результатов деятельности учреждения 2.1. Для физического, познавательного и эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями в музыкальном зале совмещенном с физкультурным имеются: - гимнастические скамейки- 2 шт., - гимнастическая стенка- 1 комплект, - массажеры для стоп- 2 шт., - комплекты мягкого и твердого спортивного оборудования (мячи, кегли, обручи и т.д.), - музыкальный инвентарь (фортепиано, музыкальный центр); Группы оснащены центрами физической активности, оборудованные спортивным инвентарём, мягкими игровыми модулями, а также центры творческой активности, позволяющие развивать способности детей, созданы условия для детского творчества. Для обеспечения охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ имеется: - медицинский кабинет, - кабинет плеопто-ортоптического лечения. Оснащение кабинета плеопто-ортоптического лечения: тренировочные компьютерные программы, синоптофоры, макулостимулятор, панорама, бивизиотренер, аккомодоконвер, амблиотренеры, мускултренер, универсальные оправы для очков, офтальмоскоп ручной, аппарат Ротта, набор очковых линз и оправ, зеркало, цветотест, таблица Сивцева для определения остроты зрения, таблица Орловой для определения остроты зрения у детей, конвергенцтренер, мозаика, коррекционные игры. 2.2. Состояние здоровья воспитанников и меры по охране и укреплению здоровья. Одной из важнейших задач деятельности нашего ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей с ОВЗ, обеспечение полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни. На педагогическом совете, в ходе совместного обсуждения, была разработана система эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников. Педагоги используют в своей работе разнообразные закаливающие методы и приемы. Регулярно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. В течение года проводятся дни здоровья, спортивно-развлекательные мероприятия. Проводится санитарно-просветительная работа с родителями. В ДОУ постоянно проводится работа по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. 15 Оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям: • Соблюдение режима дня • Учет гигиенических требований • Утренняя гимнастика • Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна • Выполнение двигательного режима в группе и на прогулке • Закаливающие мероприятия. 1-я группа 4 ребенка 2-я группа 30 ребенок Распределение детей по группам здоровья: 3-я группа 4-я группа 5 детей 2 5-я группа 1 Для положительной динамики укрепления здоровья воспитанников, эффективной системы здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость ведётся физкультурно-оздоровительная работа: - по развитию здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ. - по взаимодействию с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Анализ эффективности лечения зрения у воспитанников МБДОУ № 46 «Солнышко» за 2018-2021 учебный год Без изменений Восстановлено/улучшение 2017-2018 5% 95 % 2018-2019 4% 96% 2019-2020 11 % 89 % 2020-2021 23% 77% В результате систематического лечения и коррекционно-педагогической работы, проводимой в детском саду, у детей с амблиопией и косоглазием уровень зрительного восприятия и зрительных функций значительно повысился. Таким образом, под влиянием коррекционных воздействий происходит нормализация развития у большинства воспитанников с нарушением зрения и восстанавливается его связь с окружающей действительностью. 16 Реализация основной образовательной программы дошкольного образования и осуществление присмотра и ухода за детьми в группах Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с амблиопией, косоглазием МБДОУ г. Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» и Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей дошкольного возраста МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» (приняты на заседании внеочередного педагогического совета Протокол № 03 от 14.12.2021г. утверждены Приказом заведующего от 14.12.2021 г. № 140-о) разработаны на основе: - Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20 мая 2015 г.); - «От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.; - «Развитие зрительного восприятия», коррекционно-развивающая программа/ Под ред. Л.В.Фомичевой, - 2011г.; - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» / под ред. Л.И. Плаксиной, - 2003г.; - Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек»/ Авт .- сост.:Л.Г. Мухоморина, Э.Ф.Кемилёва, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова, 2017г. В связи с изменением компенсирующей направленности группы №02 с 15.12.2021 г. (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) была разработана новая Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» (принята на заседании внеочередного педагогического совета Протокол № 03 от 14.12.2021г., утверждена Приказом заведующего от 14.12.2021 г. № 140-о,) разработана на основе: - Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20 мая 2015 г.); - «От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.; 2.3. 17 - «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / автор Н.В.Нищева, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С-Пб, - 2019 г; - Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек»/ Авт .- сост.:Л.Г. Мухоморина, Э.Ф.Кемилёва, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова, 2017г. Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» на 2021-2025 гг., дополняет образовательный процесс на уровне дошкольного образования на основе требований Федерального Закона №304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и преемственности целей, задач; Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 №2/21; https://fgosreestr.ru.). Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования. / Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» на 2021-2025 гг. утверждена Приказом заведующего 14.12.2021г. № 140-о/. Расписание сетки проведения непосредственной образовательной деятельности составляется старшим воспитателем на каждый учебный год, согласно количеству занятий по программе и требованиям Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Данное сочетание программ и деятельности позволяет обеспечить целостность образовательных отношений и полноценное развитие детей по всем направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Образовательный процесс в образовательном учреждении регламентируется рабочими программами педагогов и специалистов, перспективными и календарными планами, разрабатываемыми образовательным учреждением с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. 18 Программы сформированы как программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Образовательный процесс в детском саду строится, прежде всего, на индивидуальном подходе к детям, создании благоприятного микроклимата в группе на основе интересного диалогического общения. Благодаря четкому планированию и контролю, в ДОУ хорошо отработана система воспитательно-образовательной работы. Этому способствует взаимосвязь всех специалистов ДОУ: воспитателей, специалистов-дефектологов, педагогапсихолога, музыкального руководителя, медицинских работников (штатной старшей медицинской сестры и медсестрыортоптистки из штата Минздрава) Организация групповых комнат приближена к домашней обстановке, что способствует эмоциональному благополучию детей, их быстрейшей адаптации при поступлении в дошкольное учреждение. В групповых комнатах игровое оборудование расположено по тематическому принципу и с учетом особенностей здоровья воспитанников для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбрать себе занятие по душе. Для развития конструктивной деятельности дошкольников в группах имеются наборы крупного и мелкого строительного материала, различные виды конструкторов, мягкие модули. Педагогами и родителями заготавливается природный и бросовый материал для художественного конструирования. Для развития у детей естественнонаучных представлений в группах оборудована соответствующая зона. Воспитателями эстетично оборудованы уголки природы, в которых представлены: календарь природы, стенд «Времена года», альбомы по сезонам. На прогулках дети под руководством воспитателей ухаживают за посадками культурных растений. В ДОУ созданы условия по усвоению программного материала детьми с ОВЗ. Занятия строятся в игровой форме. Методический кабинет ДОУ укомплектован методической литературой по всем направлениям. За 2019-2021гг. приобретено много методической и познавательной литературы в помощь воспитателю. Благодаря усилиям администрации и коллектива, в ДОУ создана база дидактических игр, методической литературы. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребёнка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. В целом, условия, созданные в детском саду, способствуют воспитанию у детей эстетического вкуса и направлены на то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищённо. Воспитатели и специалисты ДОУ эффективно используют в работе дидактические и развивающие игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи для развития мышления и речи. 19 Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии. Для успешной реализации в образовательном процессе ФГОС, необходимо повышать уровень квалификации педагогического персонала учреждения для более качественного планирования и организации образовательного процесса, для получения максимально возможных образовательных результатов. Вывод: содержание предметно-развивающей среды в группах и вспомогательных помещениях ДОУ недостаточно отвечает потребностям современных детей, необходимо постоянно улучшать материальную базу ДОУ. На период 2023 - 2027 гг. запланировано пополнение материальной базы: • Уличное игровое оборудование; • Мультимедийное оборудование; • Детская игровая мебель во все возрастные группы; • Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности; • Пособия для художественно-эстетической деятельности; • Оборудование и атрибуты для занятий физической культурой воспитанниками с ОВЗ • Игрушки; • Оборудование, инвентарь на пищеблок; • Доукомплектование медицинского кабинета и кабинета плеопто-отроптического лечения детей с нарушениями зрения в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденным приказом Министрества здравоохранений РФ от 05.11.2013г. №822н. 20 Результаты освоения Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием; Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для слабовидящих детей дошкольного возраста на период с 01.01.2021 г. по 31.08.2021 г. № 1 3 4 Эффективность освоения Сформированы представления Находятся в стадии формирования Не сформированы представления Социальнокоммуникативн ое развитие н к 73 % 80 % увеличился на 7 % 17% 20 % увеличился на 3% 10% 0% уменьшился на 10 % Образовательные области Познавательн Речевое ое развитие развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие н к н к н к н к 78 % 82 % 47% 75 % 70% 75 % 78 % 87 % увеличился на 4 % 17% 18 % увеличился на 1% 5% 0% уменьшился на 5% увеличился на 28 % 48% 25 % уменьшился 23 % увеличился на 5% 20% 20 % - увеличился на 9% 20% 23 % увеличился на 8 % 5% 0% уменьшился на 5 % 10% 5% уменьшился на 5% 2% 0% уменьшился на 2 % Итог на конец года 79 % 33 чел. 20% 9 чел. 1% 2 чел. 21 Эффективность освоения Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием; Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для слабовидящих детей дошкольного возраста 01.09.2021г. по 31.12.2021г.. № 1 3 4 Эффектив ность освоения Сформиро ваны представле ния Находятся в стадии формирова ния Не сформиров аны представле ния Социальнокоммуникативно е развитие Октябрь 2021г. Образовательные области Познавательное Речевое развитие развитие Октябрь 2021г. Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Итог на конец года Октябрь 2021г. Октябрь 2021г. 59 % 19 человек Октябрь 2021г. 75% 24 человека 81% 26 человек 59% 19 человек Октябрь 2021г. 63 % 20 человек 19 % 41% 37 % 41 % 25 % 34 % 6 человек 13 человек 12 человек 13 человек 8 человек 11 человек 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 66% 21 человек Вывод: Проанализировав результаты освоения АООП ДО для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, АООП ДО для слабовидящих детей дошкольного возраста следует отметить положительные результаты выполнения программы по всем образовательным областям во всех возрастных группах компенсирующей направленности, что говорит о результативности образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении № 46 «Солнышко». 22 2.4. Охват воспитанников дополнительными образовательными услугами. Образовательная программа дополнительного образования МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №46 «Солнышко» по ритмике «Ритмические узоры», направление физкультурно-оздоровительное, была рассмотрена и принята педагогическим коллективом на заседании педагогического совета Протокол № 03 от 14.12.2021г., утверждена приказом заведующего МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №46 «Солнышко» от 14.12.2021г. № 140-о. Индивидуальные и подгрупповые занятия организованы во вторую половину дня. Направления дополнительного образования детей (программы) Физкультурно-оздоровительное направление / рабочая программа по ритмике «Ритмические узоры» Всего воспитанников На 01.01.2021г. На 31.12.2021г. 46 воспитанников /100%/ 32 воспитанника /100%/ Вывод: Реализация общеобразовательной программы дополнительного образования МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» позволила раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребенка, совершенствовать навыки детей в разных видах деятельности. 2.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса Педагогический коллектив стабильный, инициативный, опытный, творческий. Воспитатели 8 человек имеют высокий профессиональный уровень. Специалисты ДОУ: 1 учитель-дефектолог (тифлопедагог), 1 учитель-логопед, 1 педагогпсихолог, 1 музыкальный руководитель, 1 старший воспитатель, 0,5 педагог дополнительного образования. Контроль организации образовательного процесса осуществляют заведующий МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» и старший воспитатель. 23 № п/п Кадровое обеспечение МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» Общая численность педагогических работников На 01.01.2021г. На 31.12.2021г. 12 педагогов 13 педагогов 7 человек/ 58% 8 человек/ 62% 7 человек/ 58% 8 человек/ 62% 5 человек/ 42% 5 человек/ 38% 5 человек/ 42% 5 человек/ 38% 6 человек/50% 5 человек/38% 6 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая 4 человека/34% 3 человека/23% 7 Первая 2 человека /16% 2 человека /15% 8 Соответствие занимаемой должности 4 человека/34% 5 человека/39% 9 Без категории 2 человека /16 % 3 человека /23 % 12 человек/100% 13 человек/100% 2 человека / 16% 1 человека / 8% 1 2 3 4 5 10 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 11 До 5 лет 24 12 От 5 до 10 лет 0 2 человека / 15 % 0 14 От 15 до 20 лет 1 человек / 8 % 1 человек / 8 % 15 Свыше 25 лет 8 человек/68% 9 человек/69% 16 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 17 от 31 до 40 лет 2 человека / 16% 2 человека / 15% 1 человек / 8 % 1 человек / 8 % 18 от 41 до 50 лет 3 человека /26% 4 человека /31% 19 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 51года и более 6 человек/ 50% 6 человек/ 46% 13 От 10 лет до 15 лет 1 человек / 8 % Большинство педагогов в МБДОУ № 46 составляют педагоги, имеющие стаж работы более 20 лет, они имеют богатый опыт педагогической деятельности. В своей деятельности педагоги используют наряду с традиционными методами работы с воспитанниками и инновационные образовательные технологии и методики, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, что способствует их успешности в современном обществе. В перспективе работы может появиться проблема нехватки педагогических кадров. Поэтому необходимо активизировать работу по привлечению молодых специалистов в учреждение. Результаты анализа направлений и тематики дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, которые освоили воспитатели за 2019-2021гг., показывают, что все программы пройдены по профилю педагогической деятельности. Педагоги всех возрастных групп компенсирующей направленности и специалисты ДОУ /13 педагогов 100%/ прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, направленное на формирование и 25 совершенствование ИКТ-компетенций, повышения компьютерной грамотности, для последующего обеспечения качества образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. 2.6. Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьёй. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребёнка всегда будет оказывать не дошкольное учреждение, не школа, а прежде всего родители, семья. Главная цель работы педагогов с семьёй - психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс. Осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия (индивидуально ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОО и др.) Вывод: Неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и ценности. Наличие в ДОУ родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях. Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной жизненной позиции. 2.7. Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда. В МБДОУ для обеспечения комплексной безопасности разработаны инструкции по охране труда для сотрудников, педагогов, а также воспитанников. Разработаны планы бесед с детьми по правилам безопасности, реализуется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Разработаны перспективные планы обучения детей правилам дорожной и пожарной безопасности. Ежегодно для детей проводят экскурсионно-тематическое занятие в пожарноспасательной части №17, по адресу г. Керчь, ул.Орджоникидзе,1. Проведено обучение сотрудников по охране труда и по пожарной безопасности, гражданской защите и антитеррористической безопасности, практические отработки эвакуации воспитанников и сотрудников. Проведена специальная оценка условий труда рабочих мест. 26 Создание системы государственно – общественного управления. Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения и строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В МБДОУ коллегиальными органами управления являются: общее собрание работников МБДОУ, педагогический совет, совет родителей учреждения, первичная профсоюзная организация. Органы управления действуют на основании с Положениями, разрабатываемыми в установленном Уставом порядке. 3. Стратегия развития ДОУ 3.1. Основные направления по реализации программы развития Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2027 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие ДОУ. Эти направления сформулированы в целевых программах «Качество образования», «Здоровье», «Сотрудничество», обеспечивающие участие в реализации программы коллектива дошкольного учреждения, родителей воспитанников, социума. Программы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий. Создание условий в ДОУ для реализации ФГОС. 3.2. Целевая программа: «Качество образования» Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями, предъявляемыми социумом к личности и уровнем профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов. Цель: Совершенствование образовательной деятельности ДОУ через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника в том числе с ОВЗ. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Задачи: • Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование. • Обновление ОАОП в соответствии с социальным заказом родителей, ввода групп по новым компенсирующим направленностям и изменениям специализации действующих групп. • Обновление предметно-развивающей среды ДОО, способствующей реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов. • Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий процесс. 27 План действий по реализации целевой программы «Качество образования» Направления работы Система мероприятий срок Финансирование ответственный I этап (организационно-аналитический) июль 2022 г.- январь 2023 г. Совершенствование образовательной программы (в соответствии с ФГОС) Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материально технического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательной деятельности Совершенствование системы планирования (календарного, перспективного в соответствии с реализуемой ОАОП, разработка рабочих программ педагогов) Ориентация педагогов на приоритет самостоятельной деятельности ребенка, использование инновационных программ и технологий. Разработка методического сопровождения по внедрению проектной деятельности и интегрированного подхода к организации образовательного процесса. Создание условий для расширения Организация работы творческой группы по корректировке Программы -Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию программы развития -разработка проекта обновления учебноматериальной базы образовательной деятельности (создание творческой группы) -Составление (корректировка) плана графика курсовой подготовки педагогов на 2023-2026 гг -Комплекс методических мероприятий для педагогов по организации планирования образовательной деятельности -сбор необходимой информации Старший воспитатель Заведующий Старший воспитатель 2022 Постоянно Заведующий Завхоз 2022 2022 Старший воспитатель 2022 согласно годового плана) Заведующий, Старший воспитатель -Разработка комплекта методических материалов «Проектная деятельность» «Портфолио дошкольника» «Портфолио педагога» -Консультации и итоговые педсоветы, направленные на умение работать с проектами -разработка и уточнение методических рекомендаций по планированию и проведению интегрированных занятий 2022 Заведующий, Старший воспитатель, -повышение квалификации педагогов ежегодно Бюджетное Заведующий. 28 возможностей использования ИКТ в процессе управления ДОУ и повышении качества образовательной деятельности -сбор необходимой информации II этап Новый качественный уровень образовательных программ учреждения, обеспечивающий обновленную модель образовательного пространства ДОУ Совершенствование образовательной деятельности через овладение современными технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка Обновление предметно развивающей среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования достижению новых образовательных результатов ДОО Повышение эффективности обучения, формирование целостности восприятия финансирование Старший воспитатель практическая реализация февраль 2023 г.- январь 2027 г. -формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства -разработка рабочих программ по образовательным областям -Разработка примерного календарно тематического планирования - использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий (изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов) -индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности (введение в практику работы по формированию «портфолио» дошкольника, составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников, дифференцированные планы) -выявление и формирование приоритетного направления воспитательной работы в группе -оборудование группового помещения развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми развивающей направленности; -пополнение программно-методического, дидактического и диагностического сопровождения образовательных программ -Приобретение программного обеспечения, компьютерной техники -Активное применение ИКТ в образовательной 2023-2027 Заведующий, Старший воспитатель, Воспитатели всех групп. 2023-2027 Заведующий, Старший воспитатель, Воспитатели всех групп. 2023-2027 2023-2027 Постоянно по мере финансирования По мере финансирования Заведующий, Старший воспитатель, Заведующий, Старший воспитатель 29 изучаемого материала за счет применения ИКТ в образовательной деятельности Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современных технологий дошкольного образования деятельности -курсовая подготовка -участие в работе МО -транслирование опыта работы через участие в конкурсах, публикацию на сайте ДОУ, проектную деятельность -ведение портфолио педагога- как инструмента отслеживания уровня повышения профессионального мастерства и творческого роста Воспитатели всех групп. Бюджетное финансирование постоянно Заведующий, Старший воспитатель III этап выявление соответствия полученных результатов февраль-июнь 2027 г. Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое качество образования Персонифицированный учет деятельности педагогических кадров. Внедрение, совершенствование и -Отслеживание эффективности внедрения в практику работы современных педагогических технологий (система контроля; мониторинг детского развития и освоения образовательных программ; мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг) -Анализ эффективности внедрения в учреждении новой системы планирования, внесение необходимых корректив в планы образовательной деятельности - мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов и программ -анализ реализации проекта обновления учебноматериальной базы образовательной деятельности -мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в ДОУ (программа мониторинга, статистические данные) - демонстрация портфолио педагогов В течение всего отчетного периода 20222027 Заведующий Старший воспитатель Ежегодно 2022-2027 г. В течение всего Заведующий , Старший воспитатель, 30 распространение перспективного опыта Определение новых направлений развития - обобщение и трансляция перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов (публикации , в т.ч на сайте ДОУ, ) -проведение проблемно ориентированного анализа деятельности ДОО по реализации Программы развития -публикация результатов и итогового заключения о реализации Программы развития(открытый информационноаналитический доклад, сайт ДОО) отчетного периода Февраль-июнь 2027 г. Заведующий , Старший воспитатель. Прогнозируемый результат - Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей. - Повышение качества образовательной деятельности. 3.3. Целевая программа: «Здоровье» Цель: совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности МБДОУ с учётом индивидуальных особенностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Задачи: • Создание условий для осуществления в детском саду пропаганды здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей. • Организовать подготовку педагогических кадров по вопросам оздоровления воспитанников. • Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста. • Обеспечить условия для полноценного физического развития детей в ДОУ. • Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов по организации двигательной деятельности детей. 31 • Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию здорового и физически развитого ребенка. План действий по реализации программы «Здоровье» № п.п 1 2 3 Мероприятия Разработка и реализация направлений по обучению педагогов и специалистов по оздоровлению детей Обучение воспитателей здоровьесберегающим технологиям (семинары, круглые столы, показ и просмотр совместной деятельности с детьми, обмен опытом с педагогами города) Пропаганда здорового образа жизни среди взрослого и детского населения через: - Оформление информационных стендов для родителей в вестибюлях, группах и на сайте МБДОУ: « Будем здоровы», «Безопасность» - Организацию совместных мероприятий с родителями: - экскурсии выходного дня - Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спортивная мама спортивный Я» - Дни Здоровья Планируемый результат Сроки проведения Финансирование Ответственные План обучающего семинара 2023-2027 Без финансирования Старший воспитатель 2022-2027 Без финансирования Старший воспитатель 2023-2027 Без финансирования Старший воспитатель воспитатели, специалисты 2023-2027 Без финансирования Старший воспитатель, воспитатели Все педагоги обучены здоровьесберегающим технологиям и применяют их в работе Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. Систематическое обновление предоставляемого материала Возрождение традиционного семейного воспитания здорового ребенка, укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи, ведение здорового образа жизни 4 Обучение на курсах повышения квалификации Повышение специалистами и педагогами своего профессионального уровня 2023-2027 Бюджетное финансирование 5 Сопровождение страничек на сайте учреждения: - Оздоровительная деятельность МБДОУ Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. 2023-2027 Без финансирования 6 Консультация для кого?:«Организация физкультурно- Формирование стойкой мотивации на поддержание 2023-2027 Без финансирования Старший воспитатель воспитатели, специалисты Педагогпсихолог, воспитатели групп Старший воспитатель 32 7 оздоровительной работы в МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Педсоветы: - Здоровый ребенок в детском саду -Безопасность и здоровье детей в наших руках - Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в МБДОУ здорового образа жизни в семье. Презентация опыта педагогов по проблемам дошкольного воспитания и оздоровления. Обеспечение воспитанников качественной лицензированной услугой по оказанию доврачебной помощи, своевременной проведение профилактических осмотров 2023-2027 Без финансирования Старший воспитатель, педагоги 2023-2027 Без финансирования Заведующий, старшая медицинская сестра Старший воспитатель воспитатели, специалисты Заведующий Старший воспитатель 8 Привлечение к работе специалистов учреждений здравоохранения (заключение договоров о сотрудничестве, разработка и реализация совместных планов) 9 Разработка и реализация проектов здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности. Рабочие планы 2023-2027 Без финансирования Оснащение материально технической базы Приобретение необходимого оборудования, инвентаря. Обновление специального оборудования (тренировочные компьютерные программы, синоптофоры, макулостимулятор, панорама, бивизиотренер, аккомодоконвер, амблиотренеры, мускултренер, универсальные оправы для очков, офтальмоскоп ручной, аппарат Ротта, набор очковых линз и оправ, зеркало, цветотест, таблица Сивцевой для проверки остроты зрения, конвергенцтренер,) 2023-2027 Бюджетное финансирование 10 33 Прогнозируемый результат: - Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса - Создание условий для коррекионно-развивающей лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими нарушения зрения - Оснащение предметно-развивающей среды ДОО оборудованием для развития двигательных навыков о проведения занятий физической культурой - формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье - Повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков в организации двигательной деятельности дошкольников 3.4. Целевая программа: «Сотрудничество» План действий по реализации целевой программы «Сотрудничество» Цель: Повышение медико-психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе вовлечения родителей в образовательную деятельность, в управление качеством образования детей через общественно – государственные формы управления. Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход. Задачи: • Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе дошкольного учреждения, положительного опыта семейного воспитания. • Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ. • Создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка с ОВЗ. • Повышение уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей. • Изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения. • Привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности ДОО, вовлечение семьи в образовательный процесс МБДОУ. 34 № п.п Мероприятия Планируемый результат Установление контакта с родительской общественностью. План работы с родителями Повышение компетентности педагогических кадров по направлению дистанционной работы с семьями воспитанников Сроки проведения Финансирование Ответственны е 2023-2027 (ежегодно) Без финансирования Старший воспитатель 2023-2027 (ежегодно) Без финансирования Старший воспитатель Без финансирования Старший воспитатель воспитатели, специалисты 1 Разработка и реализация направлений по обучению педагогов и специалистов по сотрудничеству с родителями 2 Обучение педагогов новым направлениям общения с родителями по средствам сети Интернет 3 Оформление информационных стендов для родителей в вестибюлях и группах МБДОУ: «Для вас, родители» Информированность родителей о работе МБДОУ 4 Организовать совместные мероприятия с родителями: - экскурсии - Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», - творческие конкурсы и выставки Укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи 2023-2027 (ежегодно) Без финансирования Старший воспитатель воспитатели, специалисты 5 Обновление информации на сайте учреждения Информированность родителей о работе МБДОУ 2023-2027 (информация постоянно меняется) Без финансирования Старший воспитатель 6 Проведение анализа работы с родителями с помощью анкетирования Корректировка и планирование дальнейшей работы 2023-2027 (ежегодно) Без финансирования 7 Расширить участие ДОУ в городских мероприятиях: привлечение родителей с детьми к участию в фестивалях, выставках, конкурсах Активизация родительской позиции 2016-2021 (ежегодно) Без финансирования 2023-2027 Старший воспитатель воспитатели, специалисты Старший воспитатель воспитатели, специалисты 35 Прогнозируемый результат: - Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ - сформированность интереса к сотрудничеству с дошкольным учреждением; - повышение психолого - педагогической культуры в вопросах воспитания детей; - установление единых педагогических позиций и требований ДОУ и семьи к воспитанию детей - повышение компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников 4. Управление Программой развития Для текущего управления реализацией Программы создана творческая группа из педагогов ДОУ по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов: Заведующий: Костенко М.А. Старший воспитатель: Никишина Я.А. Воспитатели: Рыбалко Н.Н., Кузнецова Э.Н., Семичева Л.Ю., Шелест И.Н. Музыкальный руководитель: Латей С.А. Специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед Основными задачами творческой группы в ходе реализации Программы являются: • подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня программных мероприятий на каждый год; • подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании; • выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению. • разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения реализации Программы; • организация и проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий по каждому направлению работы; • организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий; • принятие решения об участии в презентациях, конкурсах; • ведение отчетности о реализации Программы; 36 • организация размещения в электронном виде на сайте информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных, мероприятий, проведении экспертиз и конкурсов. 5. Проверка достижений и результатов (критерии и показатели) Об успешности развития МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» можно будет судить: - по четкости выполнения ответственными лицами программных мероприятий в полном объеме и в срок; - по динамике изменения качества образования и показателям оценки эффективности работы образовательной организации. Показатели достижения развития МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 46 «Солнышко» Показатель эффективности деятельности ДОУ Критерии эффективности 1. Выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) государственными образовательными организациями Полнота реализации основной образовательной программы ДО Сохранение контингента обучающихся при переходе с одного на другой уровни образования Отсутствие предписаний надзорных органов Отсутствие подтвердившихся жалоб граждан Доля средней заработной платы педагогических работников ДОУ к средней заработной плате в регионе Доля воспитанников - участников и призеров конкурсов городского и регионального уровня Оптимальная укомплектованность кадрами 2.Выполнение требований действующего законодательства для реализации основных образовательных программ 3.Обеспечение высокого качества обучения 4.Кадровое обеспечение образовательного Исходное значение показателя К концу этапа 100% 100% 100% 100% 2 0 0 0 100% 100% 10% 10% 95% 100% 37 процесса 5.Организация эффективной физкультурнооздоровительной и спортивной работы 6.Создание условий для сохранения здоровья воспитанников 7.Качество образовательной среды, обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка 8.Обеспечение публичности образования (Отсутствие педагогических вакансий) Соответствие квалификации работников занимаемым должностям (отсутствие педагогических работников, не прошедших повышение квалификации за предыдущие 5 лет) Доля педагогов, имеющих категорию (высшую и первую) Охват обучающихся (в процентах от общего количества) мероприятиями по летнему оздоровлению Доля воспитанников, участвующих в городских спортивных соревнованиях адаптированных для детей с ОВЗ Коэффициент травматизма по отношению к предыдущему периоду Заболеваемость (случаи) Повышение удовлетворенности родителей, общественности, деятельностью ДОУ по отношению к 2022 году Доля педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства Удовлетворенность социума качеством информационной открытости МБДОУ (сайт, публичный отчет, публикации в СМИ) 100% 100% 38% 55 % 20% 30% 0% 25% 0% 0% 144 100 75% 95% 10% 10% 90% 100% 38